20 мая 2024 года стал последним днем официального президентства Владимира Зеленского на Украине. Его должен был бы сменить победитель очередных президентских выборов, но они не были назначены под предлогом конфликта с Россией и действующего военного положения. 6 ноября того же года Зеленский сказал, что «сейчас – не время для выборов», а те, кто вбрасывают эту тему в общество через СМИ, поступают очень безответственно.
Все это время Зеленский и его команда раздумывали над обращением в Конституционный суд Украины, но представление в эту инстанцию так и не направили. Объясняется это тем, что было бы сложно рассчитывать на быстрое, а главное – нужное Офису президента Украины решение. До недавнего времени КСУ был не укомплектован, в его составе было 13 судей из положенных 18 (по 6 назначаются от главы государства, парламента и съезда судей Украины).
Для работы КСУ достаточно наличие всего 12 судей, но для принятия решений требуется не менее 10 голосов, а на подобное Зеленскому и его команде рассчитывать было сложно. 27 июня 2025 года указом №438/2025 Зеленский назначил Александра Водянникова судьей КСУ. После этого многие в Киеве заговорили о скором обращении ОПУ с вопросом признания Зеленского легитимным главой государства. 7 сентября на происходящее обратил внимание российский общественник Олег Царев, который у себя в блоге оценил ситуацию.
Царев отметил, что весной 2024 года, на разговор к руководителю ОПУ Андрею Ермаку и Зеленскому был приглашен Сергей Головатый, который тогда исполнял обязанности председателя КСУ. В ОПУ хотели организовать официальное разъяснение КСУ о том, что Зеленский имеет право продолжать исполнять обязанности президента до окончания военного положения и проведения выборов главы государства на Украине. Но Головатый напомнил им, что после Майдана и перед избранием Петра Порошенко в 2014 году на должность, уже было принято определенное решение КСУ.
Конституционный суд Украины отмечает, что положения статьи 103 Конституции и других ее статей, которые определяют конституционно-правовой статус президента Украины, не содержат норм, которые бы устанавливали другой срок, кроме пятилетнего, независимо от вида выборов – очередных или внеочередных.
Таким образом, закрепленный частью 1 статьи 103 Основного закона Украины пятилетний срок – единственный конституционно установленный срок, на который избирается президент– привел часть решения Царев.
В 2014 году возникла правовая коллизия, которая касалась срока полномочий Порошенко. КСУ постановил, что мандат Порошенко не будет «укороченным» из-за преждевременного ухода Виктора Януковича с должности (срок полномочий заканчивался в марте 2015 года) и составит положенные 5 лет, с переносом следующих выборов на весну 2019 года.
Теперь формулировка «пятилетний срок – единственный конституционно установленный срок, на который избирается президент» имеет прямое отношение и к Зеленскому, потому Головатый и отказался организовать в КС новое разъяснение уже по Зеленскому. Добавлю, что Головатый покинул свой пост вскоре после истечения срока полномочий Зеленского. И Офис президента вполне мог бы организовать новое обращение в КС. Но, по всей видимости, аргументы Головатого были настолько весомыми, что от этой идеи отказались. Поэтому все попытки сделать Зеленского легитимным через решение Конституционного суда юридически несостоятельны
– подытожил Царев.

Свежие комментарии