На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Леонид Никитин
    Хохлы с помощью англосаксов и суда наши топят и аэродромы долбают и уже до НПЗ в Татарстане добираются, а мы всё воюе...Комбинированный у...
  • Сергей
    етот пидар ваще охуел!!! уему и мячику ТОЛЬКО ВИСЕЛИЦА!!!!!Советник Зеленско...
  • Владимир Уфимцев
    В удивительное время мы живем! На глазах меняется тактика и стратегия ведения боевых действий на суше,   на море и в ...Почему России пор...

Баллада о танкетке: танкетка «Карден-Лойд» и её многочисленное потомство


Танкетка ППГ – последняя танкетка СССР (ППГ означает «подвижное пулеметное гнездо», известна также как «Объект 217») – инициативная разработка, созданная на Кировском танковом заводе в Ленинграде под руководством Ж.Я. Котина во время советско-финской войны. На вооружение не принималась. Экипаж из двух человек располагался лёжа. Два пулемета имели ограниченные углы наведения, скорость была мала – всего 18 км/ч



И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;
Откровения Иоанна Богослова, 6:8


История бронетанковой техники. Танкетка «Карден-Лойд» возникла из идеи, родившейся в уме британского военного инженера майора Жиффара Мартеля. Он построил у себя в гараже «из всего, что под руками» одноместный танк и продемонстрировал его военному министерству в середине 1920-х годов. Машина военным в целом понравилась, после чего и другие компании представили военным свои разработки, и началась между ними конкуренция. Одной из них была компания Карден-Лойд Тракторз Лтд, основанная сэром Джоном Карденом и Вивиан Лойд, а затем купленная компанией «Виккерс-Армстронг». Поглядели специалисты этой компании на машину Мартеля и решили создать нечто лучшее.

Первую модель они сделали одноместной, как и у Мартеля. Но тут же выяснилось, что одновременно управлять такой машиной и стрелять по врагу невозможно. Причём не они одни допустили такую ошибку. Одноместной была танкетка советского конструктора Налбандова, высотой всего лишь 70 см, и французская танкетка «Саба».


Опытная модель одноместной танкетки «Карден-Лойд»

 

Баллада о танкетке: танкетка «Карден-Лойд» и её многочисленное потомство
А вот так в ней располагался её водитель и он же стрелок!

 


Танкетка Налбандова

 


Танкетка «Саба»


Подумали англичане и уже в 1926 году создали двухместный вариант своей машины… Вот его-то военные и взяли, так что производство новой машины началось уже в 1927 году и затем продолжалось вплоть до 1935 года. Причём с 1933 по 1935 год производство этих танкеток стало осуществляться на Королевских артиллерийских заводах. Ну а всего танкеток «Карден-Лойд» разных модификаций в Англии было изготовлено около 450 единиц. В собственно британской армии использовалось по крайней мере 325 танкеток модели Mark VI. Но были и другие, более ранние образцы этой машины.


Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV 1926 года имела прямоугольный корпус, открытый сверху, и вооружалась одним пулеметом

 


Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV


Собственно, имея хорошее шасси, английские военные использовали его по максимуму. Пытались превратить эту танкетку в легкий артиллерийский тягач, самоходный миномет и САУ с 47-мм орудием.


Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV. Вид сбоку

 


Различные модификации танкетки «Карден-Лойд» из справочника «Хейгль»: слева с пулеметным вооружением и бронеколпаками над местами экипажа; справа – варианты с различным вооружением: вверху – установка с минометом Стокса, внизу – в варианте САУ с 47-мм пехотным орудием

 


Танкетка «Карден-Лойд» в качестве тягача 3,7-дюймовой гаубицы

 


Попытались англичане превратить танкетку «Карден-Лойд» в колесно-гусеничную… Страница из справочника «Хейгль

 


«Карден-Лойд» Мк. V. Колесно-гусеничный вариант


В 1929 году Польша решила приобрести танкетку Mark VI и использовать её для разработки своей собственной танкетки TK. Сначала появилась модель ТК TKS.


Польские военнослужащие с первой польской танкеткой, вооруженной пулеметом Гочкиса

 


Первая польская танкетка. Вид сбоку


Чехословакия также приобрела три танкетки Mark VI в 1930 году и лицензию на их производство, однако выпускать стала свою собственную, улучшенную модель vz. 33 танкетки на заводе ČKD. Что касается британской конструкции, то чешские инженеры оценили её как непригодную для участия в современной войне. Произвели их очень немного, всего лишь 74 единицы.

Советский Союз танкеток Mark VI купил больше всех, 20 штук, а также лицензию на их производство, и тоже самым серьёзным образом переделал исходный вариант. Выпуск новой машины, получившей индекс Т-27, был начат на Ленинградском заводе «Большевик». Ну а всего с 1931 по 1933 год у нас этих танкеток было построено 3228!


Итальянская танкетка L3/35


Английскую танкетку купила также Италия. Под обозначением CV-29 там было изготовлено несколько её копий, но затем итальянцы доработали эту конструкцию и стали выпускать свои собственные танкетки улучшенного образца L3/35, причём в двух вариантах: пулеметном с двумя 6,5-мм пулеметами, и огнеметном с пулеметом и огнеметом, запас горючего к которому перевозился в бронированном баке-прицепе, который танкетка должна была буксировать. Танкетки этого типа активно использовались в боях. Сначала в Абиссинии (Эфиопии), где особенно хорошо показали себя огнеметные машины, вызывавшие у простых абиссинцев прямо-таки панический ужас, и в Испании, во время гражданской войны, куда их отправил Муссолини на помощь националистам Франко. Там они встретились с советскими пушечными танками и продемонстрировали свою полнейшую непригодность. Впрочем, в боях в горной местности их шасси показало себя очень даже хорошо. Но вот сражаться на равнине с пушечными БТ-5 и Т-26 им было просто не под силу, так же как затем и в Африке сражаться с английскими пушечными танками «Крусейдер» и «Матильда».

Императорская армия Японии также приобрела шесть танкеток Mark VIb, провела их полевые испытания и выяснила, что они слишком малы, чтобы их можно было использовать. Поэтому японцы постарались разработать свой собственный вариант танкетки и сделали это, создав машину Type 94 Te Ke.

Канадская армия купила 12 танкеток партиями по шесть штук в 1930-1931 годах. Они использовались в качестве учебных в Канадской школе боевых бронированных машин и долгое время были единственными образцами бронетехники в канадской армии, за исключением нескольких старых броневиков. В боевых действиях канадской армией они никогда не использовались.

Надо отметить, что мода на танкетки приобрела практически общемировой характер. Их покупали, хотя и в небольших количествах, Франция, Латвия (18 Mk. IV было куплено в 1935 г.), Нидерланды, Боливия и даже Королевство Сиам. Французы на основе этой танкетки сделали бронированный транспортер боеприпасов «Рено» UE. Купила танкетки «Карден-Лойд» Греция, а также Таиланд (там их было около 60 единиц), а ещё их покупали Чили, Китай, государство Маньчжоу-Го (20 штук Mk. VI), Финляндия и Португалия. Ну а немцы познакомились с этой танкеткой у нас в СССР, и её конструкция в определённой степени повлияла на дизайн первого легкого германского серийного танка Pz. I. Всего же она поставлялась в 16 стран мира и стала своего рода катализатором прогресса в области создания легких танков.

Ведь каждый военный специалист, который её видел и уж тем более «объезжал», сразу же начинал понимать все её недостатки, которые были более чем очевидны и, соответственно, вызывали сильное желание их исправить. Отсутствие вращающейся башни, открытый верх, слабая броня – всё это заставляло подумать о том, как бы всё это исправить. Но более толстая броня, башня и более сильный двигатель – всё это прибавляло танкетке веса, а значит – старое шасси для неё уже не годилось, и приходилось разрабатывать новое. Но, как говорится – «было бы от чего оттолкнуться, а там уже дальше само пойдёт», именно так и произошло в случае с английскими танкетками.

Интересно, однако, что проекты танкеток появились не в Англии, а в СССР ещё в 1919 году, когда два проекта «вездеходного бронированного пулемета» для нужд Красной Армии предложил некий инженер Максимов. По первому проекту это была одноместная танкетка массой 2,6 т, с двигателем мощностью 40 л.с. и бронёй толщиной от 8 до 10 мм. Расчётная максимальная скорость предполагалась в 17 км/ч. Второй проект под названием «щитоноска» от первого отличался тем, что водитель (и он же стрелок) должен был находиться в ней полулёжа, что позволяло уменьшить её габариты и вес. Однако оба эти проекта реализованы в то время не были.

Затем в 1926-1929 гг. в СССР было построено пять танкеток Т-17 «Лилипут» – по сути это и была советская танкетка межвоенного периода. Вот только в серию она не пошла.


Танкетка Т-17 «Лилипут»


В Европе к британской инновации в целом отнеслись довольно скептически. Не так было в СССР, где танкетки на вооружение армии активнейшим образом продвигал М.Н. Тухачевский, ставший в 1931 году начальником вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Перед этим, в 1930 году, по его инициативе был создан учебный кинофильм «Танкетка», сценарий к которому написал он сам. Согласно трехлетней программе танкостроения, с июня 1926 года и до 1930 года в СССР предполагалось создать батальон из 69 танкеток («пулеметов сопровождения» – как тогда называли у нас танкетки) и испытать их на практике.

Как итог этих испытаний в 1929-1930 гг. появился проект танкетки Т-21 – также с экипажем из двух человек, бронёй 13 мм и узлами танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной подвижности машины. Предлагались проекты больших танкеток Т-22 и Т-23, получивших название «больших танкеток сопровождения». Однако и с этими национальными проектами в то время ничего не вышло.


Танкетка Т-27


Но зато в 1930 году в Великобритании побывала комиссия под руководством Халепского (начальник УММ) и Гинзбурга (начальник инженерно-конструкторского бюро по танкам), и вот она-то и приобрела там 20 танкеток «Карден-Лойд» и лицензию на их производство в СССР. По ней был налажен выпуск танкетки Т-27. Причём у нас, как и в Англии, на её базе тестировались самые различные системы установки вооружения: 37-мм и 76-мм орудия, на танкетке устанавливали огнемет, безоткатную пушку Курчевского, танкетки десантировались беспарашютным сбросом с бомбардировщика ТБ-3 – словом, испытания проводились самые разнообразные.


Танкетка ППГ. Вид сбоку


Танкетки Т-27 участвовали в боевых действиях: сражались в Средней Азии с басмачами, воевали на Карельском перешейке и даже в начале Великой Отечественной войны. Единственным их достоинством оказалась возможность проходить по… слабым деревенским мостам, то есть действовать там, где не могли бы пройти никакие другие танки. Но и в этом случае их броня уже не защищала от огня противотанковых средств и, в частности, огня любых противотанковых ружей.

Так что на Т-27 история танкетки в СССР как началась, так и закончилась. А вот Япония стала одним из самых рьяных сторонников танкетки, правда, уже с вращающейся башней, и именно такие машины японцы активно использовали в ходе войны в зоне тропических лесов.


Американская танкетка Т-1


Что же касается такой развитой индустриальной державы, как США, то там в 1928 г. фирма «Каннингэм» разработала свою собственную одноместную танкетку, отличавшуюся не только предельно малыми размерами, но и оригинальной ходовой частью. Вместо привычного многокаткового шасси, использовавшегося признанными лидерами – фирмами «Мартель» и «Карден-Лойд», американские инженеры придумали ходовую часть с четырьмя опорными катками большого диаметра, из-за чего танкетка стала похожа на небольшой четырехколесный бронеавтомобиль. Переднее колесо было ведущим, заднее – направляющим. Машина получила обозначение Т-1, хотя в большинстве источников она упоминается как «Tank Development Chassis T-1». В движение её приводил четырехцилиндровый бензиновый мотор «Форд» A, мощностью 42 л.с. Максимальная толщина бронелистов была невелика: 3,17 мм, что позволяло ей выдерживать попадания лишь пуль малого калибра. Вооружение Т-1: 7,62-мм пулемет, установленный в лобовой части корпуса. На испытаниях 1928 г. танкетка «Каннингэм» показала себя довольно посредственной машиной, хотя и смогла развить скорость 31 км/ч. Однако по остальным параметрам она очень сильно уступала легким танкам и очень уж дешёвой при этом отнюдь не была! Позднее Т-1 стали использовать для тестирования гусениц нового типа (большей частью резиновых), поскольку в этом качестве она показала себя с наилучшей стороны. Однако в итоге танкетка Т-1 так в единственном экземпляре и осталась.

P.S. Цветные иллюстрации выполнены А.С. Шепсом.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх