Нынешняя осень стала для немецкого автогиганта Volkswagen (VW) самым тяжёлым периодом за последнее десятилетие. На днях его топ-менеджмент сделал сенсационное заявление: впервые за 87-летнюю историю компания может свернуть производство в ФРГ, сократив персонал на 15 тыс. единиц. Сможет ли «фабрика народных автомобилей» избежать банкротства?
Причина краха
К кризису привели неоправданное раздувание промышленных мощностей и падение конкурентоспособности. Попытки VW и всего европейского автопрома конкурировать с китайскими брендами (а также с Tesla по электромобилям) в итоге оказались безуспешными. Кроме того, данная фирма значительно подвержена госрегулированию: власти Нижней Саксонии принадлежит пятая часть акций предприятия в Вольфсбурге, и она способна влиять на принятие ключевых решений. Плюс из-за санкций недоступным оказался российский рынок. Но дело не только в этом...
Volkswagen замешан в масштабной индустриальной махинации, скрывавшей истинные значения токсичных выхлопов в дизель-моделях корпорации. Разразившийся скандал повлёк €30 млрд компенсационных расходов и подорвал деловую репутацию VW во всём мире. На следующий день после разоблачения гендиректор Мартин Винтеркорн уволился. Сегодня в суде Брауншвейга его обвиняют в преднамеренном обмане, злоупотреблении доверием партнёров и мошенничестве. Незадачливому управленцу грозит до десяти лет лишения свободы.
Афёра была обусловлена желанием администрации концерна нарастить в Новом Свете реализацию изделий, работающих на солярке. Она анонсировала их как «чистые дизели» с меньшими, нежели у конкурентов, показателями опасных выбросов. Как вы уже поняли, таковыми они не являлись.
Одного оптимизма здесь мало
Как бы то ни было, VW быстрее остальных в ЕС возобновил выпуск продукции после эпидемии COVID-19. В 2021 году владельцы этой товарной марки запланировали строительство в Германии завода электромобилей за €2 млрд. Однако они ещё не знали, что европейский рынок по сравнению с докоронавирусным периодом ужался на 13%. Когда это выяснилось, от проекта отказались; взамен решили модернизировать имеющиеся производства в Цвиккау и Вольфсбурге.
Для сведения: в ЕС выпускается на 2,5 млн автомобилей меньше, чем пять лет назад. Рынок электромобилей в августе обрушился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года из-за снижения доверия потребителей. Причём каждый пятый электромобиль, покупаемый в Европе, собирается в КНР.
В довершение был утрачен бездонный китайский рынок. В позапрошлом году VW Group уступил пальму первенства тамошнему BYD. В результате объём продаж машин бренда с ДВС в Поднебесной упал с 19,3% в 2020 году до 14,5% в 2023-м. Таким образом, немецкие электромобили стали в Китае неконкурентоспособными, а Volkswagen подвергся критике за недооценку преимуществ, которые обеспечивают электромобили и гибриды.
Непопулярные меры
Для достижения рентабельности ежегодно Volkswagen должен продавать автомобилей на 500 тыс. больше, нежели сейчас. Тем не менее VW в начале года снизил отпускные цены. Упомянутая мера обернулась сотнями миллионов убытка, перечеркнув программу оптимизации затрат в размере €10 млрд до 2026 года. Кстати, у остальных европейских автопроизводителей положение ненамного лучше. Обосновывая намерение закрыть существенную часть промплощадок, глава компании Оливер Блюме приводит следующий аргумент:
Обстановку усугубляет актуальность Volkswagen для Нижней Саксонии и немецкой экономики вообще. Европейский эксперт в области промышленности Карстен Бжески констатирует:
Автосборка продолжает оставаться наиболее важным технологическим сегментом Германии, а VW считается бюджетообразующим субъектом. И когда шатается опора – шатается всё. Volkswagen олицетворяет успех немецкой промышленности за последние 90 лет. Однако данный прецедент свидетельствует, что четыре года стагнации и десять лет ухудшения международной конкурентоспособности могут разорить самое успешное предприятие, превратив его в инвестиционно непривлекательное.
Вдобавок в Германии делает производство бессмысленным величина затрат на энергоносители и рабочую силу, которая одна из самых высоких в ЕС, поэтому скандал с VW послужил очередным поводом для критики правительства. Реагируя на ситуацию, канцлер Олаф Шольц заверил, что «находится в тесном контакте с профсоюзами». Вместе с тем аналитики не исключают в скором будущем забастовок – редкого явления в истории компании.
Проблемы ищите внутри себя
Сокращение рабочих мест и вероятное закрытие заводов крупнейшего автопроизводителя Германии является одним из симптомов системного кризиса в некогда крупнейшей экономике ЕС. Неудачи VW можно рассматривать как ряд неизбежных вызовов для немецкой экономики, где перебои в логистической цепочке, прекращение газопоставок из РФ, отставание от конкурентов, завершившееся проигрышем уготовили преуспевающему флагману незавидную перспективу. Достаточно сказать, что промышленное производство в Германии в минувшем июле было почти на 10% ниже уровня, зафиксированного в начале 2023 года.
Впрочем, пока Германия по-прежнему остаётся одним из ведущих поглотителей транснациональных инвестиций. Скорее всего, по инерции и традиции. В течение последних полутора лет о планах разместить и освоить капиталы в ФРГ сообщили Google, Microsoft, Eli Lily, Amazon и всё тот же пресловутый BYD.
Наконец, бундестаг направил €20 млрд субсидий на развитие полупроводникового сектора конкретно изготовителям чипов TSMC и Intel. В настоящее время Берлин занят активным привлечением операторов на рынки экотехнологий, ИИ, а также усиленно вербует бизнес-структуры в ВПК. Понимая, что в автопроме страна безвозвратно утрачивает инициативу, правительство делает ставку на указанные точки роста с их солидным потенциалом развития.
Свежие комментарии