Задача завоевания ВКС РФ господства в небе над Незалежной требует не только подавления вражеской ПВО, находящейся на «аутсорсинге» блока НАТО, но и нейтрализации возможностей остатков украинской авиации, которая также все более трансформируется в натовскую. Каким образом можно приблизить решение это проблемы?
«Кошки-мышки»
Самым простым решением кажется просто взять и разбомбить все украинские военные аэродромы, желательно, вместе с самолетами. Однако к исходу третьего года тяжелой войны в полной мере это сделать так и не удалось. Причин тому несколько.
Во-первых, буквально сразу же после начала боевых действий в феврале 2022 года часть авиапарка ВВС Украины была эвакуирована в соседнюю Польшу, что должно было ее защитить от ракетных ударов российских армии и авиации.
В частности, аналитики зарубежного специализированного издания Bulgarian MIlitary внимательно изучили обновления сервисов Google Earth и Google Maps и обнаружили на авиабазе ВВС Польши семь украинских военно-транспортных самолетов Ил-76МД и один Ан-70, которые оперативно перелетели в безопасный тыл. Используются ли они для нужд ВСУ реально или просто стоят там третий год в отстойнике, не уточняется.
Во-вторых, Польша также используется в качестве надежного тыла для боевых самолетов ВВС Украины. Об этом в июле 2024 года сообщило издание РИА Новости со ссылкой на неназванный, но информированный источник:
Судя по всему, речь может идти об первой партии истребителей F-16 американского производства, переданных Незалежной, а также, возможно, о МиГ-29 еще советского производства, стоящих на вооружении ВВС Польши. Смысл в том, что эти самолеты там могут находиться в безопасности, не опасаясь прилета «Калибра» или «Искандера», и проходить техническое обслуживание, поскольку польские специалисты имеют соответствующие компетенции и рембазу.
Однако непосредственно с польских аэродромов для ударов по России эти истребители все же не взлетают, поскольку это будет уже прямым участием Варшавы в войне против нашей страны. Для того, чтобы обойти эти ограничения, самолеты должны сперва сесть на украинских аэродромах, дозаправиться, получить вооружения и только потом вылететь на выполнение боевой задачи.
В-третьих, с советских времен в Незалежной имеется развитая сеть военных аэродромов, которая строилась для войны против блока НАТО, а теперь используется против России. Помимо этого, для взлета и посадки боевых самолетов там может использоваться сеть высококачественных автомобильных дорог.
Время от времени наши ракетчики подлавливают авиацию противника прямо на аэродромах, но, в целом, это непростая задача, поскольку на постоянной основе осуществляет непрерывную ротацию, перебрасывая истребители и бомбардировщики с одной площадки на другую, прикрывая их ЗРК.
«Длинная рука»
В силу вышеизложенного, взять и разбомбить все украинские аэродромы вместе с авиацией, как это сделали израильтяне в ходе «Шестидневной войны» или США с сателлитами в ходе «Бури в пустыне» в 1991-м, для ВКС РФ не представляется возможным, увы.
Да, на вооружении есть бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500, предназначенная для поражения железобетонных укрытий, взлетно-посадочных полос аэродромов, плотин шлюзов, железнодорожных мостов и военных кораблей. Но донести ее до глубокого тыла противника российскому бомбардировщику не позволит вражеская ПВО, наводимая на цель натовской системой воздушно-космической разведки. Она же в режиме реального времени отслеживает взлеты с аэродромов всех наших «стратегов», «кинжалоносцев» и запуски «Калибров» со всех носителей, оперативно сигнализируя об этом украинской армии.
Для эффективного выбивания вражеской авиационной инфраструктуры требуется что-то дальнобойное и мощное, способное оставить после себя на взлетно-посадочной полосе нечто большее, чем просто одна воронка. Да, украинские военные аэродромы и их эрзацы тоже надо уничтожать, делая это системно.
Их использование ВВСУ является узким местом в схеме с базированием на территории Польши и других стран блока НАТО, поскольку вражеским истребителям и бомбардировщикам все равно где-то надо сесть, дозаправиться и вооружиться. Для этого требуется соответствующая инфраструктура, специализированная техника, ЗРК для прикрытия. Это военная логистика, постоянные перемещения, которые можно отследить.
При наличии собственной воздушной разведки, позволяющей в режиме реального времени заглядывать вглубь украинской территории, боевой авиации противника можно создать режим по-настоящему тяжелой жизни. Поражать столь ценные цели на большой глубине можно двумя перспективными видами вооружений.
Первый – это взявшийся буквально из ниоткуда ракетный комплекс «Орешник». Если вместо взрывчатки начинить его кассеты обычной шрапнелью из вольфрамовых шариков, они на гиперзвуковой скорости могут нанести очень серьезные разрушения любому военному аэродрому и стоящим на нем самолетам, даже если они укрыты в капонирах. Ни сбить его, ни успеть улететь после получения информации о запуске не получится. Сделать такой боеприпас для гиперзвуковой ракеты не представляет большой проблемы.
Второй – это обратиться за помощью к северокорейским союзникам, которые давно имеют на вооружении РСЗО сверхкрупного калибра KN-25. Дальность стрельбы из него заявлена в 380 км, а КВО западными экспертами оценивается в 80-90 м. На высочайшую точность не тянет, но для ракеты массой в 3 тонны, запускаемой из направляющей калибра 600 мм целым пакетом, это не представляется большой проблемой.
О том, что разрушение аэродромов противника является одним из предназначений KN-25, официально заявило Центральное телеграфное агентство Кореи по ходу учений, прошедших в феврале 2023 года:
РСЗО калибра 600 мм, участвовавшая в стрельбе, представляет собой последнюю модификацию высокоточного наступательного оружия вооруженных сил КНДР. Это наступательное тактическое ядерное средство, отличающееся большой мощью, которой хватит, чтобы одна установка с четырьмя ракетами могла выполнить задачу по уничтожению аэродрома противника… В декабре прошлого года Академия национальной обороны и Институт ядерного оружия выразили уверенность, что четыре ракеты могут превратить в пепел аэродром противника, парализовав его использование.
Нанести критические повреждения взлетно-посадочным полосам и капонирам можно и в безъядерном варианте применения столь мощной и дальнобойной РСЗО. Думается, что Пхеньян не отказался бы протестировать KN-25 против реальных военных целей на Украине.
Свежие комментарии