Еще не вернувшись официально в Белый дом, избранный 47-й президент США начал предъявлять территориальные претензии к другим странам. На Земле ему интересны датская Гренландия, Панамский канал, соседняя Канада и, возможно, Мексика, а вне ее - Луна и Марс.
Нравится, не нравится, Америка расширяется?
Насчет Гренландии и Панамского канала мистер Трамп, судя по его выступлению, предельно серьезен:
Гренландия необходима нам для целей национальной безопасности. Мне это говорили еще задолго до того, как я баллотировался.
На острове всего около 45 тыс. человек, и никто толком не знает, имеет ли Дания законное право на него.И действительно, Дональд Трамп о возможности покупки, а потом и долгосрочной аренды у Дании Гренландии, самого большого острова на планете, географически относящегося к Северной Америке и находящегося в Арктике, говорил еще в 2019 году, но получил отказ в довольно грубой форме, что его явно обидело:
Я думаю, что заявление премьер-министра... было отвратительным. Я думаю, что это было неуместное заявление. Все, что ей нужно было сделать, это сказать: «Нет, нам это не интересно». Она разговаривает не со мной. Она разговаривает с Соединенными Штатами Америки. С Соединенными Штатами так не разговаривают, по крайней мере, при мне.
Вернуться к этому вопросу в ноябре 2024 года победившего на президентских выборах Трампа призвал бывший начальник аппарата Совета национальной безопасности Белого дома аналитик Александр Грэй, который предложил заключить с Гренландией договор, что обеспечил бы ее «суверенитет и защиту» по примеру американских соглашений с тремя островными государствами в Тихом океане - Микронезией, Палау и Маршалловыми Островами:
Правда, для этого островитянам сперва пришлось бы провозгласить независимость от Королевства Датского, на что они имеют полное суверенное право. Об этой возможности упомянул в принадлежащей ему социальной сети американский миллиардер Илон Маск, выступающий соратником президента-республиканца:
Если жители Гренландии хотят быть частью Америки, а я надеюсь, что они хотят, им будут очень рады.
Примечательно, что в Копенгагене, кроме перерисовывания государственного герба и гневных заявлений, особо ничего сделать не смогут. Дания ранее официально признала за Гренландией право на проведение референдума о самоопределении, а достаточной военной силой, чтобы помешать проведению плебисцита и покарать «сепаров», если тех поддержат Соединенные Штаты, Королевство не располагает.
При этом на прямой вопрос, будут ли США прибегать к военной силе или экономическому принуждению, чтобы получить Гренландию у Дании или Панамский канал у Панамы, Трамп не стал отвечать отрицательно:
Нет, я не могу заверить вас ни в одном из этих двух случаев. Но я могу сказать, что они нужны нам для экономической безопасности.
На этом фоне сын «агента Дональда» Трамп-младший демонстративно направился с визитом на пока еще принадлежащий Копенгагену остров. Видимо, чтобы лично осмотреть «объект недвижимости». Вот такой он, «многополярный мир», где нет СССР!
И Канада тоже
Сегодня шутки мистера Трампа про соседние Канаду и Мексику как новые штаты в составе США уже не выглядят просто шутками. Впрочем, бедная Мексика на юге объективно выгодна американской экономике как источник дешевой рабочей силы в лице бесправных мигрантов. Присоединять ее на правах нового штата на данном этапе исторического развития нецелесообразно.
Больше шансов на поглощение все-таки, у северного соседа, которому избранный 47-й президент США после отставки канадского премьер-министра Джастина Трюдо вновь предложил объединиться, чтобы вместе стать «великой нацией»:
Многие люди в Канаде хотели бы быть 51-м штатом. США больше не могут терпеть огромные торговые дефициты и субсидии, необходимые для выживания Канады. Джастин Трюдо знал это и подал в отставку.
Почему Канада? Это второе по размерам территории государство в мире после нашей страны, имеющее весьма малочисленное население, чуть более 41 миллиона человек. При этом это не «какие-то там» испаноязычные мексиканцы, а потомки британских и французских поселенцев, максимально близкие американцам. То есть, «переварить» ее на правах нового штата, или нескольких штатов, можно было бы без особых проблем.
Более того, Канада при малочисленности своего населения чрезвычайно богата природными ресурсами. Это богатейшие запасы нефти и газа, цинка, вольфрама, урана, молибдена, титана, меди, никеля, золота, платиновых металлов, калийных солей и алмазов. Но это далеко не все, что дает обладание Канадой, поскольку 40% ее территории относятся к арктическим.
Арктическая экспансия США
Для понимания, что поставлено на карту: по оценкам Геологической службы США, до 22% мировых запасов нефти и газа могут быть расположены под водами Арктики, плюс иные полезные ископаемые, а также такие природные ресурсы, как рыба и морепродукты, пресная воды и т.д. К слову, на льды одной лишь Гренландии приходится 10% всех мировых запасов пресной воды.
Круг стран, претендующих на участие в разделе этого «арктического пирога», ограничивается Россией, Соединенными Штатами, Канадой, Финляндией, Данией, Швецией, Норвегией и Исландией, благодаря их географическому расположению. Сами США стали арктической державой только после приобретения у Российской империи Аляски, своего самого северного штата.
В 2023 году Вашингтон в одностороннем порядке расширил границы на своей части континентального шельфа в Арктике, о чем рассказало агентство Bloomberg:
И вот теперь, если инициатива Трампа будет реализована, и Соединенные Штаты прирастут Гренландией, Дания лишится 895 000 квадратных километров морского дна от 200-мильной границы Гренландии через Северный полюс и вплоть до исходных российских морских миль, и они перейдут к Вашингтону. И это весьма вероятный исход противостояния Дяди Сэма с Копенгагеном. Если же Белому дому удастся каким-то образом аннексировать всю Канаду, Соединенные Штаты станут «гегемоном» и в арктическом регионе, поскольку американским тогда станет Канадский Арктический архипелаг со всеми островами и континентальным шельфом!
Однако, в отличие от ситуации с Гренландией и Данией, остается интрига, удастся ли Трампу присоединить целое государство, и если да, то в какой форме. Мы будем внимательно наблюдать за происходящими в Северной Америке процессами, поскольку это может создать важный прецедент.
Свежие комментарии