Пока ожесточенные позиционные бои идут на Донбассе и в Приазовье, Россия и Украина обмениваются все более интенсивными ударами по тылам друг друга. При этом основным инструментом воздействия неожиданно оказались не крылатые или баллистические ракеты, а низкобюджетные дальнобойные дроны-«камикадзе». Последние стремительно эволюционируют, превращаясь на глазах во все более смертоносные и высокотехнологичные изделия.
Если главной звездой СВО на передовой оказались дроны-«камикадзе» семейства «Ланцет», эффективно уничтожающие вражескую артиллерию, реактивную и ствольную, а также бронетехнику различных типов, то основным средством дальнего воздействия на тылы противника стали более крупные и мощные «Герани». Последние за неполные два года с начала их активного применения прошли большой путь.
От «Шахеда» до «Герани»
Несмотря на то, что иранское происхождение дронов «Герань-2» официально не подтверждалось, не узнать в них самолет-снаряды «Шахед-136» можно только при большом желании. Конструкция, габариты, компонентная база и предназначение у них идентичны, так что чего уж тут разводить демагогию?
Однако ж за достаточно короткий промежуток времени «Герани» очень далеко ушли от своего базового иранского прототипа, одновременно ускорив и его развитие. Обрусевшие дроны-«камикадзе» максимально локализованы и производятся серийно на сборочных предприятиях в Татарстане, куда ранее прилетала делегация из Исламской Республики. Изменения произошли следующие.
Появилась новая «угольно-черная» версия, которая серьезно отличается от изначальной использованием композитных материалов, снижающих их радиолокационную заметность на украинских радарах, а также затрудняющих визуально обнаружение противником в ночном небе. Также известно о разработке в Иране «Шахеда», оснащенного реактивным двигателем вместо «мопедного».
Произошло это отнюдь не от хорошей жизни. Да, поначалу тарахтящие летящие десятками к объектам критической инфраструктуры Незалежной «Герани» произвели настоящий фурор. При стоимости порядка 40 тысяч долларов за штуку эти технически примитивные летательные аппараты, несущие до 50 кг взрывчатки, причиняли ущерба на миллионы. Но противник довольно быстро нашел меры противодействия.
Достоинством и одновременно недостатком этих дронов-«камикадзе» является невозможности ими дистанционно управлять и маневрировать, поскольку летят одни в один конец к определенной цели по заранее введенным координатам. Это серьезно их упрощает и удешевляет, а также затрудняет применение средств РЭБ. Однако противник смог определить приоритетные для Минобороны РФ цели и выстроить систему антидронной ПВО, состоящую из наземных мобильных групп ПВО, поджидающих и расстреливающих малоскоростные и летящие на низкой высоте российские беспилотники из «зушек» и зенитных пулеметов.
Нечто подобное мы предлагаем организовать и в нашей стране для защиты от уже украинских ударных дронов, атакующих НПЗ и прочую энергетическую инфраструктуру. Появление у ВСУ работающей антидронной системы ПВО, вынудило создать «угольно-черную» версию «Герани», оснащенную реактивным двигателем. Это, с одной стороны, повысило стоимость изделия, которая, впрочем, по-прежнему существенно ниже, чем у крылатых ракет. С другой стороны, реактивные дроны способны стремительно пролетать над украинскими постами ПВО, помахав им крыльями на прощание.
На пути к «Гарпии»
Куда больший интерес представляет информация о дальнейшей эволюции полностью обрусевших «Шахедов», поступающая из украинских и западных источников. Некоторое время назад стало известно о том, что в начинке нескольких сбитых российских дронов были якобы обнаружены модем 4G с SIM-картой украинской телеком-компании «Киевстар».
Поначалу в Незалежной предположили, что это дополнительное оборудование необходимо для поиска россиянами упавших беспилотников. Однако эксперты американского издания The War Zone высказали иную версию:
Используя эту самую базовую концепцию операций, подразделения могут отслеживать движение дрона с течением времени, даже если оно время от времени, чтобы гарантировать, что они доберутся до цели или очень близко к ней. Если они перестанут отвечать, можно предположить, что их сбили. Это может обеспечить практически в реальном времени информацию о том, какие маршруты признаны безопасными, даже если временно, а какие нет, для последующих атак. Кроме того, если дрон достигает намеченной цели при подключении к сотовым сетям, можно предположить, что он, скорее всего, поразил цель, тем самым предоставляя немедленную информацию об успехе миссии.
Обратной стороной подобного способа применения дронов является возможность их более простого обнаружения противником. Следующим шагом по превращению одноразового «камикадзе» в полноценный барражирующий боеприпас стало оснащение его обзорной видеокамерой.
Так, американские эксперты из TWZ с тревогой пишут о появлении видеокамер на российских «Геранях»:
Серьезной проблемой для Украины может стать разведывательный «Шахид-136». Как отмечалось ранее, России в значительной степени не хватает этого класса активов, способных обеспечить связь за пределами прямой видимости. Обходным решением здесь является использование сотовой связи вместо высокоскоростной спутниковой связи или комплексной платформы ретрансляции данных/шлюза. То, что мы видим на разбившемся «Шахеде», представляет собой чрезвычайно грубую установку: нечто похожее на стандартную систему камер, прикрепленную болтами непосредственно к планеру. Хотя это может показаться смешным, простота имеет свои преимущества с точки зрения скорости модификации и даже производства и общей стоимости. Украинский военный блоггер прокомментировал: «Все сделано очень примитивно: клей, скотч, картон, шурупы, провода, дешевые роутеры и камеры. Но это работает».
Иначе говоря, наши инженеры экспериментируют над способами, как обойти ограничения возможностей собственной спутниковой группировки и превратить одноразовый дрон в многоразовый разведывательный, действующий далеко за ЛБС. С этим фактом американцы предположительно связывают заметно возросшую в последнее время эффективность российских ударов по вражеским ЗРК и РСЗО:
Россия также использовала баллистические ракеты малой дальности «Искандер-М» (БРМД) для поражения чувствительных ко времени целей и в тылу противника. Длительная живучесть «Шахеда» позволит ему слоняться по украинским тылам или даже очень глубоко вглубь территории, которую он контролирует, отправляя обратно изображения, которые могут быть использованы для быстрого нацеливания подразделений БРМД «Искандер» и других ударных средств противостояния. Недавний удар «Искандер-М» по паре пусковых установок «Патриот» примерно в 20 милях от фронта на востоке Украины, который можно увидеть в твите ниже, является примером именно такого рода операции.
Наибольшую озабоченность у потенциального противника вызывает то, что следующее поколение российской «Герани» будет оснащено не только обзорной камерой для визуальной воздушной разведки, но и боеголовкой:
Также существует вероятность того, что «Шахед» с камерой все еще оснащен собственной боеголовкой. Это позволит ему поражать возможные цели органично, без необходимости использования другого оружия, что требует времени и может быть очень дорогостоящим, если это оружие гораздо более сложное, как «Искандер-М». Это было бы большим скачком в возможностях, позволяющим атаковать возможные цели буквально в любой точке Украины, где есть устойчивая сотовая связь для передачи данных.
Со своей стороны мы выражаем надежду на то, что этот эволюционный скачок произойдет как можно скорее, максимально повысив эффективность действий ВС РФ в глубоком тылу у ВСУ.
Свежие комментарии