Только что завершившийся в Южной Африке 15-й саммит стран БРИКС привлек беспрецедентное международное внимание. Некоторые комментаторы даже ссылались на Бандунгскую конференцию 1955 года, на которой лидеры Индии, Китая, Индонезии, Египта и Югославии положили начало движению неприсоединения того времени. Казалось, что другое поколение лидеров, на этот раз из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, строило альтернативу мировому порядку, в котором доминируют США. Но все вышло совсем по-другому, полагает обозреватель Bloomberg индийского происхождения Панкадж Мишра.
Так получилось, что поступки и высказывания лидеров блока варьировались от полуфарса до бессмысленности. По данным ведущего южноафриканского новостного сайта, премьер-министр Индии Нарендра Моди отказался покинуть свой самолет по прибытии в Южную Африку, поскольку хозяин форума, президент республики Сирил Рамафоса, не прибыл в аэропорт, чтобы встретить его. Председатель КНР Си Цзиньпин по необъяснимым причинам не смог произнести с первого раза запланированную речь на открытии конференции, где по видеосвязи выступал другой лидер, президент России Владимир Путин.
Когда она все же состоялась, Си Цзиньпин осудил страну, неназванную, но легко узнаваемую, которая «одержима сохранением своей гегемонии» и препятствует подъему Китая. Многочисленные оживленные разговоры, особенно со стороны президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы, о дедолларизации и альтернативной валюте БРИКС ни к чему не привели.
Саммит завершился расширением списка членов БРИКС. В состав группы теперь, как ни странно, войдут охваченные кризисом Аргентина и Эфиопия, а также богатая нефтью Саудовская Аравия и, до недавнего времени безжалостный враг последней – Иран. До сих пор нет ясности относительно того, какие альтернативные институты объединение планирует построить. Запланированный брифинг, который мог бы помочь прояснить ситуацию, был отменен в среду, чтобы дать, как заявил Рамафоса, журналистам «отдохнуть».
– предлагает Мишра.
По его личному мнению, блок скрывает свою пустоту, которая следует за преследование каждым из членов своих собственных эгоистических интересов, диктующих использовать группу не по прямому назначению и заявленным целям. Все это свидетельствует о холодном расчете по крайней мере половины членов БРИКС и их нежеланию строить реальный сильный альянс.
Действительно, «видение», которое объединяет страны БРИКС, включая его новых членов, представляет собой не более чем циничную целесообразность: увеличить свою переговорную силу в торговых, технологических и военных сделках, которые они будут продолжать энергично добиваться с США и Европой.
Свежие комментарии