Ажиотаж, вызванный началом СВО и взрывным ростом спроса на беспилотные аппараты всех видов и размеров, не думает утихать, и не только потому что конфликт на Украине далёк от завершения. Рынок в принципе расшевелился: вполне вероятно, что индустрия дистанционно управляемых и автономных аппаратов (включая сюда беспилотные автомобили и другие виды транспорта) в ближайшие годы станет локомотивом технического прогресса вообще. Небезынтересно, на какое место в этом тренде претендует наша страна.
За последние дни пришёл целый ряд новостей из беспилотной сферы, из которых особенно интересны две. 19 июня появились сообщения, что ряд китайских производителей коммерческих БПЛА (Fimi, AEE, ZeroZero) рассматривает возможности открытия в России цехов крупноузловой сборки конечных изделий – иначе говоря, той самой «отвёрточной сборки». Мнения на этот счёт сразу же разделились: обозначили себя и те, кто за подобную инициативу, и те, кто считает «отвёрточную сборку» чем-то постыдным, причём последних нашлось немало.
Возможно, сыграл свою роль скандал, разыгравшийся 14 июня на ПМЭФ. Поводом стал представленный на выставке якобы отечественный дрон «Патриот», на деле оказавшийся американским Autel с заклеенным шильдиком. Там же продолжилась история с квадрокоптером «Сибирячок-1», который при довольно затрапезной внешности и скромных характеристиках якобы закупается Минобороны по 2,5 миллиона рублей за штуку. Ряд журналистов разразился по этому поводу возмущёнными материалами в духе «военным пытаются впарить кустарную поделку по бешенной цене». Чуть позже выяснилось, что всё не так однозначно и с ценой, и с качеством, и предприятие-производитель «Сибирячка», чтобы защитить своё доброе имя, даже пригласило журналистов к себе в цеха.
Вот и возникает вопрос: а насколько эти две новости характеризуют ситуацию? Действительно ли «китайская интервенция» задушит нарождающуюся российскую отрасль производства беспилотников, или душить-то пока ещё нечего?
Отделяем пчёл от шершней
Вопрос далеко не праздный. С одной стороны, российской армии прямо сейчас нужны буквально десятки тысяч коптеров-разведчиков, бомбардировщиков и камикадзе, которые, образно говоря, ежедневно уходят вагонами. С другой стороны, по оценке Минпромторга, потребности гражданского рынка БПЛА в сотрудниках к 2030 г. составят миллион человек, включая операторов, техников и работников производства. Если к этому прибавить ещё производство узлов и полуфабрикатов для сборки дронов, (микроэлектроники, полимеров и т.д.), получится ещё пара миллионов высококвалифицированных рабочих мест.
Насколько можно судить, общественная дискуссия на тему производства БПЛА в России крутится в основном вокруг военных нужд и, вероятно, как раз поэтому носит такой ожесточённый характер. Действительно, с точки зрения насыщения войск коптерами «ещё вчера» гораздо выгоднее использовать уже готовые решения: закупать серийные коммерческие аппараты, независимо от страны производства, и/или налаживать местное производство из серийных же комплектующих.
Например, все без исключения проекты «народных камикадзе» (донецкий мини-цех FPV-дронов волонтёрской группы «КатяВаляДНР», официально заинтересовавший Минобороны «Привет-82» КБ «Око» и другие) – это, по сути, те самые «отвёрточно собранные» аппараты из купленных на вес элементов. Да, некоторые из них используют оригинальные полностью российские фюзеляжи, либо «пиратские копии» деталей, выполненные на 3D-принтерах, но начинка всё же остаётся импортной.
Об оптовых закупках пресловутых Mavic и Matrice и говорить нечего: в ближайшие годы отечественная промышленность, даже если займётся точным копированием, не сможет выдать аппараты аналогичного качества в нужном (десятки тысяч штук) количестве. Как раз поэтому большинство фронтовиков и волонтёров в теме отрицательно высказывается о различных проектах «российского «Мавика», зачастую называя её поводом к распилу бюджетов: результат будет хуже, меньше и когда-нибудь в светлом будущем.
С такой позиции потенциальный заход в Россию китайских производителей дронов представляется просто отличной перспективой: он будет означать фактическое появление в стране настоящих коммерческих конвейеров БПЛА, пускай лишь сборочных для начала. Год назад можно было бы рассуждать, насколько это способствовало бы обходу западных санкций, но сейчас эта проблема сошла на нет сама собой из-за охлаждения китайско-американских отношений.
Зато цеха иностранных фирм точно не потеряют значения как кузницы кадров, тем более что за одной лишь сборкой наверняка последует и локализация в России производства каких-либо узлов и агрегатов. Постепенно этому трудовому резерву рабочих и инженеров найдётся место и на полностью российских предприятиях беспилотной техники.
Древо прокачки
Тут же можно (и нужно!) отметить главный побочный эффект: если уж китайцы де-факто создадут в России производство коммерческих коптеров как отрасль – то, соответственно, этот кусок пирога полностью отойдёт к ним. Отечественным предприятиям, особенно малым, трудно будет врываться в сферу, уже поделенную между индустриальными гигантами, хотя бы потому что мелкосерийные изделия в любом случае будут дороже массовых аналогов. Но это не означает автоматическую смерть всех российских бизнес-инициатив такого рода, просто конструкторам и инвесторам придётся искать другие ниши – а их, кроме коммерческих коптеров, много.
В первую очередь речь, конечно же, о военной сфере. Всё-таки полное пренебрежение идеей «российского военного «Мавика», которое высказывают некоторые, не совсем верно: век гражданских дронов на поле боя будет недолгим, как недолог был период «гражданско-военных» самолётов и танков на тракторном шасси. Развитие средств РЭБ, перспектива появления дронов-истребителей, которые будут сбивать вражеские коптеры тараном, и другие моменты всё равно потребуют внедрения специализированных военных «птичек»: с помехозащищённой связью, штатными узлами подвески оружия, лучшими лётными характеристиками.
Отдельной строкой идёт дальнейшая автоматизация управления дронами, включая как использование концепции «ведущий-ведомые», так и создание полностью автономных беспилотных аппаратов. Ну и, конечно же, не стоит забывать, что дроны бывают не только летающие, но также ездящие и водоплавающие.
В этих направлениях у российской промышленности есть и успехи, и перспективы. Например, 14 июня отправились в первый самостоятельный рейс беспилотные грузовики производства КАМАЗ: две машины без какого-либо участия человека добрались из Москвы до Санкт-Петербурга. Завершено импортозамещение производства роботехнических комплексов разминирования «Уран-6», которым после разгрома киевского режима останется столько работы, что впору думать о внедрении в них искусственного интеллекта. Кстати, российские разработчики контрольного и прикладного ПО для беспилотной техники котируются весьма высоко, и некоторые из них (например, «Геоскан») поднялись на этой теме достаточно высоко, чтобы инвестировать в собственное производство дронов.
Словом, опасения насчёт «внутриутробной смерти» отрасли российских беспилотников несколько преувеличены: ей есть, откуда и куда расти.
Свежие комментарии