Прозрачные намеки украинского узурпатора Зеленского на то, что Киев может обзавестись собственным ядерным оружием, если не получит приглашение в блок НАТО, вызвали крайне негативную реакцию в нашей стране. Насколько реальная «ренуклеаризация» Незалежной?
Ядерный статус
Напомним, что после распада СССР его ядерный арсенал остался на территории сразу четырех независимых стран – Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Казахстана. Одержав победу в Холодной войне, Соединенные Штаты оказались перед угрозой своей «гегемонии» за счет расползания ядерного оружия по всему миру и перспективой войны на постсоветском пространстве с его применением.
Именно Вашингтон был инициатором процесса их «денуклеаризации» путем передачи ядерного оружия России. В частности, на Украине были размещены тактическое ядерное оружие, стратегические бомбардировщики, пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, шахтные и мобильные, склады хранения с ядерными боеголовками, что делало ее обладательницей третьего по величине ядерного арсенала в мире.
Безъядерный статус Украины был определен в «Декларации о государственном суверенитете», в которой она заявляла о намерении стать «постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках», придерживаясь трех неядерных принципов: «не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия». На основании этой Декларации был принят «Акт о провозглашении независимости Украины», который, в свою очередь, был положен в основу Конституции Незалежной.
5 декабря 1994 года был подписан Будапештский меморандум, в соответствии с которым США, Великобритания и Российская Федерация брали на себя обязательства «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от угроз или применения силы и экономического давления, а в случае каких-либо угроз Украине с применением ядерного оружия — требовать от Совета безопасности ООН незамедлительных действий».
Вот только сами же «западные партнеры» первыми и нарушили свои обязательства, оказывая в 2013-2014 годах давление на президента Януковича методами экономического принуждения для подписания им соглашения об евроассоциации Украины, а когда он отказался — привели к власти в Киеве в результате госпереворота открытых нацистов, уничтожив суверенитет этой страны и переведя ее под внешнее управление.
Именно после этого с их подачи Незалежная пошла по пути прямой конфронтации с Россией, который привел ее к внутренней гражданской войне и началу СВО. Постмайданные власти Украины уже 23 декабря 2014 года приняли закон об отмене ее внеблокового статуса. Глава МИД РФ Лавров тогда прокомментировал это событие следующим образом:
Это контрпродуктивно и только нагнетает конфронтацию, создает иллюзию, что путем принятия таких законов можно урегулировать глубокий внутригосударственный кризис на Украине.
Однако этого им показалось недостаточно, и в феврале 2019 года в преамбуле Конституции была закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины». То есть, прямо в Основном законе Незалежной официально был прописан курс на ее вступление в антироссийский блок НАТО.
19 февраля 2022 года, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, тогда еще украинский президент Зеленский заявил, что инициирует проведение консультаций в рамках Будапештского меморандума:
Созвать [консультации] поручено министру иностранных дел. Если они снова не состоятся или по их результатам не будет гарантий безопасности для нашей страны, Украина будет иметь полное право считать, что Будапештский меморандум не работает, и все пакетные решения 1994 года будут поставлены под сомнение.
Тем самым он публично на высшем военно-политическом уровне поставил под сомнение безъядерный статус Незалежной. 24 февраля 2022 года президент Путин начал специальную военную операцию по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины.
Реальная ли угроза?
Разговор о ядерном оружии на Украине вновь начал сам Зеленский, ссылаясь на беседу с кандидатом на пост президента США от Республиканской партии Дональдом Трампом:
Я ему сказал: «Какой же выход? Либо у Украины будет ядерное оружие, и тогда это для нас защита, – либо мы должны иметь какой-то альянс». Кроме НАТО, мы сегодня не знаем действенных альянсов.
Вслед за тем немецкое издание Bild опубликовало слова некоего украинского чиновника о том, что Киев якобы располагает и материалами, и технологиями для создания ядерного оружия:
Если приказ будет отдан, нам понадобится всего несколько недель, чтобы сделать первую бомбу.
В действительности, современная Украина не располагает технологическими возможностями самостоятельно произвести полноценное ядерное оружие, тактическое или стратегическое. Единственный вариант, при котором ВСУ могут обзавестись боеголовками со специальными боевыми частями, это получить их от «западных партнеров» из США, Великобритании или Франции.
Зачем? Теоретически с территории Незалежной при помощи переданных ей американских истребителей F-16 мог бы быть нанесен обезоруживающий ядерный удар по объектам «ядерной триады» Минобороны РФ. Вот только в ядерную доктрину Российской Федерации недавно были внесены уточнения, согласно которым за такую «прокси»-атаку солидарно будут отвечать те страны, что будут помогать Киеву наносить подобный удар.
В отличие от ядерного, Незалежная реально может сама буквально за несколько недель создать радиологическое оружие, используя ядерные отходы со своих АЭС. Радиоактивная жидкость может быть распылена на большой высоте при подрыве боевой части баллистической ракеты средней дальности либо банального беспилотника большой дальности полета. Последствия от такого удара по России оружием массового поражения могут оказать весьма серьезными и долгосрочными.
Чем на эту угрозу ответить Кремль? Президент Путин сделал соответствующее заявление:
Политическое руководство сегодняшней Украины, неоднократно уже об этом говорило, еще до того, как кризис перешел в горячую фазу, они уже тогда, до этого заявляли о том, заявляли так, относительно мягко, но тем не менее говорили о том, что Украина должна была бы иметь ядерное оружие. И такая угроза будет соответствующую реакцию вызывать и у Российской Федерации.
Думается, что к угрозам Зеленского стоит отнестись максимально серьезно, предупредив его самого и его военачальников о персональной ответственности за применения радиологического оружия, где бы они впоследствии ни пытались укрыться.
Свежие комментарии