Несколько дней назад российский разведывательный корабль «Иван Хурс» был атакован тремя украинскими морскими беспилотниками-«камикадзе» в турецкой исключительной экономической зоне. По счастью, благодаря умелым действиям членов экипажа, стрелкам удалось подбить из крупнокалиберных пулеметов рвущиеся к борту начиненные взрывчаткой катера, и наш корабль вернулся в Севастополь. Но что, если бы дело произошло, скажем, глубокой ночью, а «брандеров» оказалось кратно больше?
Туман войны
Самое интересное, что это уже далеко не первый случай, когда вблизи турецкого побережья тонет российский разведывательный корабль. 27 апреля 2017 года в 40 километрах от Босфора при весьма туманных обстоятельствах отправился на дно СРК «Лиман», предшественник «Ивана Хурса», наблюдавший там за военно-морскими учениями блока НАТО и Украины.
Средний разведывательный корабль «Лиман» изначально проектировался как гидрографическое судно и был построен на польской верфи в Гданьске в 1970 году. Начал он нести свою службу на Северном флоте, но в 1974 году судно было переведено в состав Черноморского флота ВМФ СССР. В 1989 году корабль был переоборудован в средний разведывательный, оснащенный для радиоэлектронной разведки (РЭР). За долгие годы своей службы «Лиман» совершил множество океанографических походов, побывал в Средиземном море, в Атлантическом и Индийском океане. Во время агрессии блока НАТО против Югославии в 1999 году СРК находился в Адриатическом море в знак солидарности Москвы с Белградом. Погиб российский разведывательный корабль при весьма туманных обстоятельствах.
В феврале 2017 года в восточной части Черного моря проводились показательные учения блока НАТО Sea Shield 2017, в которых участвовали, помимо Украины, такие члены альянса, как Болгария, Канада, Греция, Румыния, Испания, США и Турция. Официально руководил маневрами Бухарест, но лидером военно-морской группировки был новейший ракетный эсминец Королевского военно-морского флота Великобритании Diamond. Министр обороны Соединенного Королевства Майкл Фэллон тогда заявил дословно следующее:
Начались натовские учения с инцидента, когда украинский самолет Ан-26 с провокационной целью совершал облеты на низкой высоте российских буровых вышек «Таврида» и «Крым-1», на что сотрудники были вынуждены дать несколько световых сигналов из сигнальных пистолетов. Тогдашний министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что самолет был обстрелян и облучался РЛС российской системы ПВО:
Английское издание Daily Mail в одной из своих публикаций тогда сообщило, что после учений Sea Shield 2017 эсминец Diamond с 650 британскими морпехами на борту зайдет в Одессу, где проведет с украинскими ВМС некие «секретные военные учения». Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала эти маневры эффектной демонстрацией силы.
Завершив наблюдение за маневрами Североатлантического альянса в Черном море, «Лиман» на момент своей гибели находился в 29 км к северо-западу от прибрежного турецкого городка Килиос. В «условиях густого тумана и плохой видимости» ему прямо в борт врезалось судно-скотовоз «Youzarsif H» под флагом Того, везущее из Румынии 9 тысяч голов овец. Российский разведывательный корабль получил пробоину и начал быстро тонуть. Экипаж три часа боролся за живучесть, но безуспешно. Как сообщило Минобороны РФ, в это время наши моряки старались успеть уничтожить секретное оборудование и документацию, чтобы они не попали в чужие руки:
По счастью, никто не погиб, все россияне были спасены вовремя подоспевшими катерами турецкой Береговой охраны.
«Иван Хурс»
Уже тогда вся эта история вызвала много вопросов, но сегодня к ней поневоле приходится обратиться вновь, учитывая совершенно особенную роль британцев в войне на Украине. С ними все понятно, это прямые враги, и относиться к ним нужно соответственно. Но о чем вообще думали в командовании Черноморского флота ВМФ РФ, отправляя почти беззащитный разведывательный корабль для охраны подводных газопроводов туда, где он может стать мишенью для украинских спецслужб и всего стоящего за ними блока НАТО? Мало они уже потеряли кораблей?
Напомним, что «Иван Хурс» - это корабль военный, но не боевой. В его задачи входит обеспечение навигации, радиоэлектронной разведки и связи. По заверениям создателей, СРК должен был стать «флагманом сетецентрической войны», связующим звеном и координатором взаимодействия между целой эскадрой, авиацией и Сухопутными войсками. Значение у «Ивана Хурса» просто исключительное, и таких специализированных кораблей в составе ВМФ РФ всего два. И его, вооруженного лишь несколькими тумбовыми пулеметами и ПЗРК, отправили «охранять подводные газопроводы»! А что, если бы отбиться не получилось, и уже второй по счету за несколько лет СРК пошел бы ко дну? На самом деле, просто чудо, что обошлось, и Россия не потеряла один из двух своих средних разведывательных кораблей, который использовался, мягко говоря, не по назначению и без прикрытия. Это работа, скорее, для корвета, которые давно и остро нужны на Черном море.
Произошедшее требует адекватной рефлексии и правильных выводов. Моряки «Ивана Хурса» - настоящие герои, спасшие весьма скромный по водоизмещению корабль, которых обязательно надо представить к государственным наградам. Явно требуется довооружение имеющихся СРК, а также строительство новых, модернизированных с учетом накопленного негативного опыта и оснащенных, прежде всего, средствами ПВО морского базирования. Не должен быть столь ценный военный корабль практически беззащитным!
Свежие комментарии