Финляндию с Эстонией сейчас не интересуют глобальные проблемы. У них сугубо шкурные заботы, связанные с повреждением по неизвестным причинам стратегического объекта – газопровода Balticconnector. Горячие балтийские парни желают знать: происшедшее является следствием случайного и естественного выхода из строя коммуникации или же диверсии? Возможно, тайное станет явным после официального расследования дела службами обеих государств. Хотя кое-что известно уже сегодня...
«Возможна диверсия, но это не точно»
Внезапная поломка «нероссийского» газопровода многих озадачила и лишний раз напомнила: критическая морская инфраструктура нуждается в тщательном наблюдении и охране. И Балтика в данном смысле превращается в зону повышенного риска.
Balticconnector – финско-эстонский проект, призванный обеспечить экономную газоперекачку между Финляндией, Эстонией, Латвией, уменьшив энергозависимость от РФ. Balticconnector запущен в январе 2020 года и может функционировать в реверсном режиме. Труба протяжённостью 77 км по дну Финского залива соединяет Инкоо в Финляндии и Палдиски в Эстонии, а газохранилище находится в латвийской Инчукалнсе.
В роковую ночь воскресенья 8 октября в восточной Балтике разыгрался нешуточный шторм, и около 2 часов по восточноевропейскому времени на газопроводе была зафиксирована значительная утечка. В конце концов технологическую операцию пришлось остановить. Как выяснилось позже, одновременно был повреждён параллельно проложенный телекоммуникационный кабель. Во вторник президент Финляндии Саули Ниинистьо сделал предположение:
На пресс-конференции силовых структур Суоми по этому инциденту представитель Национального бюро расследований (NBI) заявил:
А министр обороны Эстонии Ханно Певкур уверен:
Взрыв или механическое воздействие?
Сначала финны отрицали версию со взрывом, ссылаясь на то, что сейсмостанции не фиксировали подземных толчков. Однако норвежский сейсмоинститут NORSAR неожиданно заявил: их станция в Суоми зарегистрировала явление наподобие взрыва в акватории Финского залива после 01:20 – непосредственно перед тем, как операторы заметили падение давления в магистрали.
Как вскоре выяснилось, это была ошибочная версия. Хотя представленной информации сначала поверили, ведь её источником был тот самый институт, который в сентябре прошлого года зафиксировал взрывы, повредившие ветки «Северного потока». На сей раз толчок был достаточно слабым – около 1 (когда взорвали «Северный поток», речь шла о магнитуде 2,2).
Впрочем, сотрудники сейсмологических центров и в Эстонии, и в Финляндии убеждены, что если какой-то взрыв и был, то совсем незначительный. Научный директор Финского института сейсмологии Тимо Тиира относительно этой темы попытался невнятно оправдаться:
Однако впоследствии вариант с подрывом вообще отмели и сообщили, дескать, расследование сконцентрируется на детальном обследовании места и сборе информации, какие конкретно корабли тогда находились в данном квадрате. В Нацбюро при этом подтвердили: ущерб нанесён не взрывчаткой, а, «скорее всего, механической силой».
Глава контрразведки Supo Антти Пелттар отметил:
А премьер-министр Эстонии Кая Каллас отметила:
В поисках русского якоря
Было бы странно, если б в причастности к инциденту не подозревали Россию. Ну, конечно, кто ещё мог напакостить, разрушив газовую инфраструктуру двух недружественных государств аккурат перед началом зимы? Справедливости ради стоит напомнить, что авария произошла в зоне интенсивного судоходства вблизи трёх портов – Хельсинки, Таллинна и Петербурга. Это перекресток морских трафиков, идущих из них.
Вот одна из более-менее правдоподобных версий. Покоящаяся на морском дне стальная труба покрыта бетонной оболочкой, а поверх неё уложен метровый слой гальки, который надежно её прикрывает. Якорь крупного судна зацепился за трубу и потянул её за собой. В итоге оболочка оказалась изодранной и пробитой, сам участок трубопровода был сдвинут с места, при этом повреждения не похожи на взрывные. По крайней мере, так свидетельствуют очевидцы.
Учитывая, что скорость ветра при этом достигала 28 м/с, вполне допустимо, что газопровод был повреждён непроизвольно. Но даже если имела место замаскированная диверсия, доказать это крайне сложно: мореходы возразят, что никто не застрахован от досадных случайностей в сложных погодных условиях. И будут правы.
Какие ожидаются последствия?
Операторы оценивают ориентировочные сроки ремонта Balticconnector в 5-6 месяцев, то есть до апреля 2024-го. Таким образом, газопровод будет простаивать как раз в разгар отопительного периода. Однако премьер-министры Финляндии и Эстонии Петтери Орпо и Кая Каллас соответственно заверили: энергоснабжение страны и после инцидента останется стабильным.
Прежде по Balticconnector в Финляндию поступала примерно треть газа, который она получала через трубопроводы. Зато с весны нынешнего года в Инкоо появился СПГ-терминал, который в качестве альтернативы оказался весьма кстати. Для Эстонии поврежденный газопровод более актуален, и его остановка скорее всего приведёт к росту рыночной стоимости природного газа внутри страны.
Похоже, европейцы в очередной раз занялись своим любимым занятием – поиском в тёмной комнате чёрной кошки, которой там нет. Но всё же чертовски интересно, кого же они в конце концов назначат виновником на сей раз?
Свежие комментарии