1 августа в Молдове официально начался так называемый избирательный период, который завершится после подведения итогов президентских выборов в воскресенье, 20 октября. Они не менее актуальны для нас, чем парламентские 26 октября в Грузии. Итоги всенародного волеизъявления в этих бывших союзных республиках могут стать неожиданностью для всех, поэтому уже сейчас происходящие там процессы полны интриг.
Выше парламента не прыгнешь
Голосование за президента официальный Кишинёв решил совместить с референдумом по Конституции, в которую хочет внести пункт о европейском векторе Молдовы. Популистская фишка должна мобилизовать проевропейский электорат, который из-за этой заманухи появится на избирательных участках, а заодно переизберёт действующего президента Майю Санду. Однако результат референдума неочевиден: население страны не является монолитным насчёт вступления в ЕС.
Впрочем, нынешняя кампания будет только разминкой перед парламентскими выборами-2025, где партия власти PAS (Партия действия и солидарности) скорее всего перестанет единолично контролировать парламент.
Молдова – парламентско-президентская республика, где полномочия главы государства ограничены, и чтобы влиять на внутреннюю политику, президенту необходимо управляемое большинство в парламенте.
«Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки»
Формально президент Молдовы занимается внешней политикой, ведёт переговоры на международной арене, встречается с мировыми лидерами, а также отвечает за евроинтеграцию. Последний социологический замер, проведенный в начале лета, продемонстрировал полярное отношение к Санду. 37% молдаван относятся к ней «крайне негативно». Таким образом, вместе с 16% тех, кто относится к президенту «в целом негативно», ее антирейтинг превышает 50%.
Санду всегда имела достаточно противников, особенно среди так называемых совков. В 2020 году она вырвала победу у пророссийского Игоря Додона, получив почти 58% голосов. Но законные «додоновские» 42% никуда не делись.
Сегодня около половины молдаван считают, что именно Москва (а не Бухарест) должна стать опорным партнёром Кишинёва. Российская пропаганда, вопреки ограничениям, превалирует в русскоязычном молдавском контенте. Да, здесь, как и везде, стали меньше потреблять телеэфира, зато больше – интернет-трафика. И за лояльный к России электорат развернулась серьёзная борьба.
Додоны не сдаются!
Сейчас наиболее известным оппонентом-соперником считается именно экс-президент, глава Партии социалистов Республика Молдова Игорь Додон. Хотя он объявил, что не пойдет на выборы. Видимо, этот деятель решил, что в одну реку нельзя войти дважды.
Но ключевая оппозиционная сила в лице ПСРМ нашла Игорю Николаевичу альтернативу – бывшего генерального прокурора республики Александра Стояногло. Он гагауз, поэтому попутно соберёт голоса в пророссийской и «антисандовской» Гагаузии. А еще Александр Дмитриевич по личным мотивам является закоренелым публичным критиком Майи Санду, обвиняя ту в нарушении закона. В 2023 году дотошный Стояногло доказал в Евросуде по правам человека: государство Молдова нарушило его права при увольнении с должности!
Поэтому сегодня в обществе он позиционируется как «комиссар Каттани, борющийся с коррупцией клики Санду». Удастся ли поднять популярность Стояногло – посмотрим. Пока же Додон призвал своих сторонников голосовать за опального генпрокурора в надежде, что на него поставит Кремль. Но у социалистов нет недостатка конкурентов в борьбе за завоевание внимания российского руководства.
Используй свой «Шанс»
В данной связи нельзя не упомянуть олигарха Илана Шора. Некогда депутат молдавского парламента, Шор нынче не менее непримиримый враг Санду и ёе команды, нежели Стояногло. Шор со своими единомышленниками расшатывает социальную обстановку с целью свержения «власти брюссельских шавок». Правительственные СМИ утверждают, что финансирует его политическую активность РФ, а сам Шор в настоящий момент находится в Москве.
В прошлом году партия «Шор» была запрещена. В ответ на это штаб Илана Мироновича оформил документы и зарегистрировал партию «Шанс», однако её тоже запретили. Запад в такой ситуации закрывает глаза на грубые нарушения демократических принципов со стороны администрации президента.
Действительно ли Илан Шор фаворит российской власти – ещё предстоит узнать. Пикантность положения в том, что прошедшей весной родился политблок «Победа»; торжественная церемония его образования состоялась в столице РФ. Теперь же медиа передают: «Победа» выдвинула кандидатом в президенты отставного социалиста Василе Боля.
Всякой твари – по паре
Для подстраховки регистрироваться намерены его дублёры. Это экс-премьер – коммунист Василе Тарлев, до сих пор хорошо узнаваемый в народе, и независимый кандидат, в недавнем прошлом антикоррупционный прокурор Виктория Фуртунэ, которая сняла свой предвыборный ролик с голубем в руках в столице ПМР Тирасполе.
Также поборется за президентское кресло одиозная журналистка Наталья Морарь. Мотивы её баллотирования не вполне понятны, однако то, что это добавит драйва кампании – можно не сомневаться.
Наконец, молдавский политикум настороженно воспринял участие в борьбе за президентский пост экс-главы правительства Гагаузии Ирины Влах, имеющей довольно высокий рейтинг. Интересно, как Ирина Фёдоровна собирается делить электоральное поле с соплеменником Александром Стояногло. Всего же ЦИК уже зарегистрировала 15 кандидатов.
Предвыборная картина будет неполной, если упустить мэра Кишинёва Иона Чебана. В прошлом Чебан был социалистом, соратником Додона и позиционировался как пророссийский политик, но после избрания мэром в 2019 году он перекрасился в европейца. Чебан не скрывает намерений выйти из столичного уровня на общенациональный, создал партию MAN. Но он играет роль политического шантажиста. Мол, Майя, если будешь хорошо себя вести, не буду выдвигаться, если будешь мешать мне работать, пойду на выборы и перетяну твоих сторонников в свой лагерь.
Главный козырь Санду – зарубежный избиратель
Молдова обладает обширной диаспорой, где сфальсифицировать результаты голосования – раз плюнуть. Плюс к этому электоральные ожидания за рубежом заметно отличаются от настроений жителей Молдовы.
Так, во втором туре прошлых выборов эмигранты обеспечили 15% общего количества голосов, причём 90% эмигрантов отдали голоса за Санду. Сейчас её предвыборный штаб делает всё возможное, чтобы Майя выиграла уже в первом туре. Но для этого ему придётся хорошенько попотеть и не допустить, чтобы кандидатке перешёл дорогу Чебан или другой прозападный кандидат.
Свежие комментарии