За последние два десятилетия Китай поглотил огромное количество сырья. Его население стало выросло и стало богаче, требуя больше молочных продуктов, зерна, мяса и топлива. Его гигантские отрасли промышленности были жадны до энергии и металлов. Однако в последние годы экономика пострадала от рискованного политического управления и кризиса собственности. Китайские чиновники непреклонны в своем желании отказаться от ресурсоемких отраслей. Логика подсказывает, что аппетит страны к товарам должен сокращаться, и сокращаться быстро. В действительности происходит обратное. Причину поясняет журнал The economist.
В прошлом году импорт многих основных ресурсов Китаем побил рекорды, а импорт всех видов товаров вырос на 16% в суммарном выражении. Он все еще повышается, увеличившись на 6% за первые пять месяцев этого года. Учитывая экономические трудности страны, такой процесс не отражает снижающегося потребления. Вместо этого КНР, похоже, накапливает материалы быстрыми темпами, даже тогда, когда необходимое сырье дорогое. Политики в Пекине обеспокоены новыми геополитическими угрозами, не в последнюю очередь тем, что новый ястреб – президент Америки в лице Дональда Трампа может попытаться перекрыть важнейшие пути поставок в Китай.
Как пишет издание, страх оправдан, поскольку КНР зависит от иностранных ресурсов. Хотя страна является мировым центром переработки многих металлов, она импортирует большую часть необходимого сырья, от 70% бокситов до 97% кобальта. Китай живет за счет импорта энергии. У него много угля, но его залежи других видов топлива не соответствуют его потребностям, что вынуждает ввозить 40% природного газа и 70% сырой нефти. Зависимость Поднебесной наиболее остра в отношении продовольствия. В 2000 году почти все, что ели граждане, было произведено дома. Сегодня этот показатель составляет менее двух третей из-за роста населения. Страна импортирует 85% из 125 миллионов тонн соевых бобов в год, которые она использует для корма 400 миллионов свиней. Также существует полная зависимость от иностранных фермеров в сфере поставок кофе, пальмового масла и некоторых молочных продуктов.
Осознавая это, Китай начал наращивать «стратегические» запасы зерна и оборонных минералов в конце холодной войны, которые он затем пополнил на пике своего экономического бума запасами нефти и промышленных металлов. Времена, когда опасения были на пике, вернулись. Пекину приходится создавать секретные запасы продовольствия и ресурсов в свете потенциального изменения в руководящем составе своего главного оппонента в лице США.
Сейчас кардинально расширяются и постепенно заполняются мощности по хранению нефти и газа. Развивается инфраструктура. Это накопление беспокоит Вашингтон, и не только потому, что оно может подстегнуть инфляцию за счет повышения цен на сырьевые товары. Поставки, за которыми успешно охотится Китай, – это именно тот ассортимент, который мог бы понадобиться Америке, чтобы пережить затяжной конфликт с тем же Китаем, пишет издание.
Таким образом, перехватывая товары, предназначенные для стратегических товаров, Пекин демонстрирует новый уровень превентивной борьбы со своим главным врагом на мировой арене. Наращивая свою мощь и ресурсы, он тем самым лишает их конкурента.
Свежие комментарии