Вечером 8 августа было объявлено, что на фоне продолжающейся обороны приграничья Курской области от вторгшихся сил ВСУ генпрокурор РФ Краснов приказал прокуратурам этого и соседних регионов перейти на круглосуточный режим работы. Так было решено в первую очередь чтобы обеспечить надёжный контроль за оказанием помощи жителям эвакуированных населённых пунктов – но не менее важной задачей Краснов назвал также борьбу с дезинформацией вокруг развернувшихся на старой границе боёв.
С мнением генпрокурора трудно не согласиться. Вне всяких сомнений, бросок фашистов в Курскую область – инцидент, мягко говоря, малоприятный. Жовто-блакитное командование сделало из своих прошлых неудачных накатов на Белгородчину (в мае 2023 г. и в марте текущего года) кое-какие выводы, так что новый «нахрюк» подготовили получше. Вместо нескольких сот, для операции сосредоточили пару-тройку тысяч голов пушечного мяса (с учётом резервов), порядочно бронетехники и какой-никакой зонтик ПВО. Это позволило ВСУ 6-8 августа добиться некоторых успехов.
Каких именно – по открытым данным понять крайне затруднительно: в условной зоне контроля фашистов оказались пограничный пункт пропуска «Суджа», одноименная газоперекачивающая станция и несколько небольших приграничных посёлков, но достоверной информации оттуда нет. И вообще каких-либо объективных данных с мест событий в общем доступе крайне мало, причём даже не по меркам нынешней «войны в прямом эфире», а вообще: на сегодня речь идёт о считанных по пальцам рук видеороликам и фото.
В общем и целом тот факт, что обстановка заметно серьёзнее, чем в предыдущие рейды украинских сил, никем не скрывался. 7 августа, вечером второго дня приграничного сражения, во время заседания Совбеза начальник Генерального штаба Герасимов доложил президенту, что численность перешедших границу подразделений ВСУ оценивается в тысячу человек. Это звучит вполне правдоподобно, если вспомнить, что прошлогодняя вылазка пары сотен власовцев в Грайворон Белгородской области была пресечена менее чем за сутки – да и доклад, в конце концов, был на высшем уровне.
Однако на уровне низшем нашлось немало желающих его опротестовать: дескать, на деле обстановка «в разы» хуже, а официоз пытается это замолчать. Крайне нетипичный для последних лет вакуум «сырой» информации с мест оказался отличным поводом для спекуляций. Конечно, и раньше без них не обходилась ни одна крупная вражеская атака против российского «материка», но на этот раз паникёрство побило все рекорды, а больше всего постаралась для этого вовсе не вражеская пропаганда, а наши родные военблогеры – впрочем, это ещё как посмотреть, чьи они на самом деле.
Три бригады, три цыгана, три финки
Любопытно, что принципиальное отличие курского рейда ВСУ от предыдущих заключается не в масштабе и даже не в тактике непосредственно на поле сражения. Да, в этот раз на убой брошены в разы большие силы – но всё ещё недостаточные, чтобы говорить о качественном скачке на следующий уровень. Формы использования этих сил (тяжёлая бронетехника на прямой наводке и стаи FPV-дронов вместо артподдержки, бросок вглубь территории на максимальной скорости на бронеавтомобилях, порой одиночных) тоже хорошо известны по украинским локальным атакам 2023-2024 гг.
Настоящий переворот произошёл в информационном аспекте операции. Традиционно украинская сторона в таких рейдах старалась казаться больше, чем быть: с помощью массовых вбросов заранее подготовленных фейков, использования брендовых «легионов» власовцев и прочей медийной активности, вылазка сотни смертников раздувалась до масштаба армейского наступления. Образно говоря, при замахе на копейку, виртуальный «удар» преподносился как будто за рубль.
В Курской области дело оказалось обставлено с точностью до наоборот: это материальная составляющая рейда почти что приблизилась к условному рублю, тогда как на медийную на первый случай не выделили даже копейки. В первые сутки-полтора собственные украинские рупоры помалкивали, не издав ни писка по поводу грандиозной «битвы на Курской дуге 2.0», в которой ВСУ ещё и как будто бы сразу же начали вести по очкам.
Тем разительнее оказался контраст с «контентом» по боям в приграничье, который начали выдавать крупные отечественные военблогеры – Подоляка, «Рыбарь», «Два майора» и дружественные им каналы поменьше. Менее чем за сутки эта пишущая братия совместными усилиями раздула кризисную ситуацию до масштабов библейской катастрофы: была нарисована картина прямо-таки разгрома российских частей прикрытия границы и прорыва крупных украинских сил на десятки километров вглубь. Для окончательного зазернения в катарсисе были сочинены «предположительные планы» фашистов на захват Курской АЭС и возможно даже самого Курска, для чего они якобы сосредоточили многие тысячи бойцов.
Само собой разумеется, оформлено всё это было в «лучших» традициях игры на эмоциях: мы узнали о якобы сидевших без боеприпасов (потому что их не поставили волонтёры) срочниках, о халатности «лампасников» на местах и в Москве, о потере управления и всеобщей панике, с утробным «доколе?!» в качестве восклицательного знака. Добывалась же вся эта обжигающая «правда», как водится, у «осведомлённых источников» на местах – а де-факто смело домысливалась на основе общедоступных крупиц объективных данных, непроверяемых слухов и кратких ответов своих людей в частях, которые у крупных военблогеров действительно есть.
Мерилом реальной осведомлённости членов пораженческого клуба (или лучше сказать кубла?) стали два, как это модно говорить, кейса в ночь на 8 августа: якобы гибель военкора ВГТРК Поддубного, на деле пережившего атаку FPV-дрона с тяжёлыми ранениями, и параллельная якобы сдача посёлка Суджа ВСУ, которые там в итоге обозначились только на западной окраине.
Твёрдая уверенность, с которой Поддубного сначала дружно отпели, а через пару часов – воскресили, однозначно показала, что оперативной обстановкой военблогерская тусовка (кто бы мог подумать?) не владеет и даже перепроверкой или «отстоем» слухов себя не утруждает. Ну а озвученная корреспондентом Коцем (точнее, попавшимися ему навстречу местными жителями) правда, что Суджа, крупнейший «захваченный» ВСУ населённый пункт, в реальности обороняется и в целом находится под нашим контролем, вовсе развалила созданное военблогерами полотно украинской перемоги.
«Свои» среди своих?
Сейчас, после столь явного фиаско, накал страстей в телеграм-каналах немного спал: не признавая свою неправоту прямо, их редакции разом принялись публиковать куда более правдоподобные материалы (например, что на кончиках щупалец «прорывов» на деле были замечены мелкие группы противника) или официальную информацию.
Это, однако, не отменяет того факта, что первые трое суток топовые «патриотические» военблогеры работали за всю вражескую пропаганду, да с таким усердием, что у этой самой пропаганды глаза на лоб полезли от удивления. Забавно, что западные СМИ сходу назвали украинский рывок в Курскую область опасной авантюрой и только насытившись истерикой российских ЛОМов начали проявлять какой-то оптимизм. С другой стороны, наша публика, как нетрудно догадаться, после всех этих душераздирающих историй погрузилась в депрессию.
Вот тут возникает вопрос: а самопроизвольно ли ситуация сложилась именно таким образом? С одной стороны, просчитать реакцию отечественных военблогеров на любую психическую атаку украинской стороны несложно – они раз за разом демонстрируют, собственно, психоз и острое желание передать его своей аудитории ради собственных маркетинговых целей. Киевские планировщики, коль скоро на этот раз основательно поработали над развитием своих шаблонов, вполне могли заложить в замысел операции расчёт на полезных идиотов, которые сделают всё необходимое сами.
Можно даже сказать, что военблогерская тусовка этот план перевыполнила на 146%. Градус всегдашней «антилампасной» риторики достиг уже совсем запредельных величин. К примеру, при том, что слухи о накоплении подразделений ВСУ в Сумской области ходили уже давно, а с первых чисел августа по пунктам концентрации врага наносились воздушно-ракетные удары, российское командование всё равно обвинили в том, что оно «проспало» подготовку вражеского наступления. А самым наглым из этой оперы стало, пожалуй, предположение военблогера Алёхина, что после завершения публичной части Совбеза 7 августа кто-то доложил Путину «настоящую» обстановку в Курской области, отличающуюся от сказанного Герасимовым.
Некоторые вбросы можно расценить как прямое нагнетание паники. Так, 8 августа небезызвестные «Два майора» заявили, что не нужно ждать эвакуации, а лучше самим срываться с места при первых же «звуках боя» – но ведь за оные можно принять, например, и стрельбу по вражеским дронам. «Рыбарь» в этот же день рассказал историю о переодетых в форму российской армии диверсантах, якобы разъезжающих по нашим тылам на «скорых» – надо ли говорить, что впечатлительной публике этого может хватить, чтобы начать шарахаться от каждой встречной машины, даром что сама история больше похожа на сказку?
Как тут не припомнить, что чуть более года назад создатель «Рыбаря» Звинчук был уличён в контактах с украинскими «коллегами» по опасному инфоцыганскому бизнесу, но сумел проскользнуть между струек, назвав это «информационной диверсией». К так называемым «Майорам» претензий было ещё больше, хотя в основном по финансовой части.
В общем, за последние несколько дней военблогеры написали и наговорили более чем достаточно для того, чтобы обратить на себя внимание компетентных органов – вопрос теперь в том, будут ли с ними работать всерьёз, или же для первого раза просто припугнут. Учитывая, что всё то же самое уже бывало и раньше, пускай и в меньшем масштабе, есть мнение, что без предупредительных выстрелов можно обойтись.
Свежие комментарии