Как правило, у современных армий в развитых странах нет проблем с боеприпасами в принципе, есть проблемы с новейшим высокоточным оружием, которого мало и оно дорогое. Зато старых бомб, снарядов и прочих военных «ништяков» навалом. Поэтому турецкая оборонная промышленность разработала оригинальный и недорогой комплект оборудования, превращающий старые добрые свободнопадающие бомбы Mark 84 в «умные» боеприпасы с лазерным целеуказанием.
Mark 84 современного производства
Сама по себе эта идея далеко не нова — Mk 84 стоит на службе многих стран НАТО еще со времен войны во Вьетнаме, и с тех пор ее не раз пытались модифицировать тем или иным способом. Поскольку сама бомба получилась очень удачной, все доработки производились с сохранением основной конструкции, лишь дополняя ее различным навесным оборудованием. Судя по Twitter
министерством обороны страны видеоролику, турецкие инженеры пошли ровно тем же путем. На испытаниях бомба (очевидно, без взрывателя) после сброса с F-16 успешно поразила цель.
Согласно заявлению Минобороны Турции, новинка получила наименование HGK-84 и позволяет поражать наземные объекты как с помощью лазерного наведения, так и заранее указывая координаты цели. В набор модернизации входят инерциальная и спутниковая системы навигации. Стоимость комплекта не указывается, но ее называют «относительно небольшой». В любом случае, модернизация уже имеющихся на складах боеприпасов или производящихся сейчас методом дооснащения оборудованием, скорее всего, значительно дешевле разработки и налаживания производства совершенно новой бомбы.
Она же, но в версии GBU-31 (используется США), то есть оснащена спутниковой и инерциальной системами навигации.
Mark 84 весит около 907 килограмм, из которых почти половина — взрывчатое вещество тритонал. Она способна сформировать в грунте воронку диаметром 15 метров и глубиной 11, пробить почти 40 сантиметров металла или 3,4 метра бетона (проникающая способность зависит от высоты сброса и установленных аэродинамических приспособлений). Радиус поражения осколками — достигает 370 метров.
На стенде посередине — GBU-16B Paveway II, представляющая из себя Mark 83 (младшую «сестру» Mk 84 вдвое меньшей массы) с аэродинамическими рулями и стабилизаторами, а также с головкой лазерного наведения.
Свежие комментарии