В западных спецслужбах и оборонных кругах разразился скандал. Вопреки введённым после начала СВО санкциям российский самолётостроительный комплекс продолжает использовать комплектующие и вспомогательное оснащение от европейских и американских производителей...
Что удалось выяснить
Следственная информация об экспорте в РФ свидетельствует: авиадетали на более чем $8 млн были ввезены на российскую территорию с начала 2022 года по июль 2023-го. Более половины – немецкого происхождения, а также изготовленные промышленно-технологической корпорацией Honeywell из США. Главный получатель отгруженного товара – ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года – «Иркут») с Иркутска, выпускающее многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-тренировочные самолёты Як-130, а также запчасти к Airbus A320. Кроме того, там собираются пассажирские МС-21 и Sukhoi Superjet 100.
Вашингтонская некоммерческая организация по анализу данных и глобальным исследованиям C4ADS изучила имеющиеся сведения на предмет военного применения так называемой продукции условно двойного назначения в Су-30. В итоге удалось установить: номенклатура содержит различную авионику и авиакомпоненты (компьютерные контроллеры с электроприводом, навигационные устройства и приборы, модули автоматических систем), которые потенциально могут задействоваться в создании и ремонте военной авиации.
Тем не менее, официальный представитель Honeywell Кейтлин Леопольд поспешила заверить:
Бизнес вести сложно, но можно
По распоряжению президента Владимира Путина «Иркут» и другие ведущие российские авиастроительные компании в 2006 году вошли в Объединённую авиастроительную корпорацию, являющуюся частью госструктуры «Ростех». Так был дан старт хозяйственной реформе ВПК. Первые выборочные санкции появились после присоединения Крыма, а с позапрошлого года в отношении нашей оборонной отрасли Запад ввёл новые ограничения. Коснулось это и выпуска Су-30.
Дело в том, что с самого начала своей работы правительство Мишустина отказалось от инвестирования внутренних цепочек поставок для гражданской и военной авиации. Его логику понять можно: проще закупать сравнительно недорогое оборудование и расходники у зарубежных партнёров, чем заниматься восстановлением и развитием неконкурентоспособной отечественной инфраструктуры. Однако вскоре со стороны недружественных государств последовали карательные меры.
Теперь-то понятно, что «Яковлеву» придётся перестроить собственный технологический цикл в замкнутый, приступив к производству с нуля. Но на это нужно время, а пока он вынужден правдами-неправдами завозить импортные изделия. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий констатирует:
«Не для оборонного применения»
Размеры торговых операций, осуществлённых «Яковлевым», демонстрируют, насколько сложно западным правительствам контролировать соблюдение санкционной политики и сколько за бугром желающих заработать на незаконном товарообороте. Судите сами. С начала 2022 года по июль 2023-го из Германии было импортировано запретной продукции на сумму $4 млн 462 тыс. (от 24 поставщиков), Франции – на $3 млн 550 тыс. (103), США – на $154 тыс. (28), Британии – $14 тыс. (5), Италии – $12 тыс. (2), Нидерландов и Польши – по $10 тыс. (по 1 поставщику).
«Яковлев» также тайно сотрудничал с филиалом базирующейся в Париже Thales – фирмой Thales Avionics. Таможенные данные показывают, что только от неё было получено запчастей на сумму не менее $783 тыс. В первые месяцы после начала спецоперации Thales как ни в чём не бывало поставляла ремкомплекты нашим заказчикам, маркируя партии как «не для военного использования». Случайность или умысел?
Французские журналисты разнюхали упомянутый факт и сделали его достоянием гласности. В соответствии с их отчётами Thales и Safran (основным акционером которой, кстати, является правительство), были отправителями запрещённого товара. Тогда уж волей-неволей подпольным экспортёрам пришлось свернуть продажу русским навигационных систем, инфракрасных детекторов и тепловизоров для танков.
Будет ли положен этому конец?
Между прочим, часть импорта для «Яковлева» проникала через третьи страны. ПАО получило некоторые грузы, помеченные как военные, от известных немецких компаний Bosch и Knipex. Результаты мониторинга показали: весной 2023 года Bosch переправлял свои партии пневматических пистолетов через Алжир; по предварительным данным, Knipex поставляла кусачки для колючей проволоки.
В ответ на обвинения пресс-секретарь Bosch заявила, что компания прекратила продажи своей продукции ещё до 24 февраля 2022 года, добавив, что администрация действует согласно разработанной ею же политике соблюдения закона об экспортном контроле:
Замминистра энергетики РФ в отставке Владимир Милов, известный своей оппозиционной точкой зрения, не видит в происходящем ничего удивительного:
Свежие комментарии