В 2022 году выяснилось, что Европа в целом и отдельные правительства крупных европейских стран в отдельности не способны к независимой от США политике, хотя некоторые признаки ранее указывали на обратное. Развязывание и раздувание конфликта на Украине со стороны США стало выгодным манёвром по укреплению собственного господства над Европой.
Европейские страны не только заняли строго антироссийскую позицию, но и загрузили американский ВПК заказами, а также позволили осуществить передел газового рынка Европы в пользу США ценой собственного энергокризиса. Энергокризис, в свою очередь, вызывает отток капиталов из Европы в США и грозит ползучей деиндустриализацией Старого Света. А деиндустриализация, конечно, приведёт к падению военно-политического потенциала ЕС и ещё большей зависимости от США и НАТО.
Можно сколько угодно смеяться над немощностью Байдена, но она не помешала США выгодно разыграть карту украинского конфликта на европейском направлении. ЕС ещё со времён введения евро последовательно, хоть и крохотными шажками выбирался из-под американской гегемонии, тужился стать самостоятельным полюсом силы на мировой арене. Однако в 2022 году Европа оказалась загнанной назад в «стойло» американского гегемонизма, притом что во всех других регионах мира американское доминирование переживает не лучшие времена и всё больше стран принимают ключевые решения без оглядки на Вашингтон.
США расчертили карту новой холодной войны, назначив врагов глобальных, региональных и локальных. К первым относится Китай, ко вторым и третьим — РФ, Иран, КНДР, Венесуэла, Никарагуа, Куба и даже Вьетнам, Сербия, Сирия, Белоруссия и Афганистан. Принцип, который положен в основу такого разделения, — лояльность американской гегемонии. Не хотите слушаться Вашингтона, подчиняться «правилам» и подстраивать экономики под выгоды американских транснациональных корпораций — добро пожаловать в «ось зла».
Причём по всему контуру соприкосновения с противниками США поддерживают фактически марионеточные или в крайней степени подверженные влиянию режимы. Самые одиозные в Европе — Прибалтика, Польша, Чехия, Румыния и другие участники «Бухарестской девятки». На Ближнем Востоке — Израиль. В Юго-Восточной Азии — Южная Корея и Япония плюс Австралия с юга. В Латинской Америке — половина членов ОАГ.
Относительный нейтралитет из крупных стран держат пока только Индия, ЮАР и Бразилия.
Европа против России
Новое-старое состояние европейских стран как «беззаветных союзников США» предполагает, что они встанут во главе антироссийского фронта, а сами США сосредоточатся на противостоянии с Китаем. Риторику будут разгонять государства из санитарного кордона вроде Польши.
— заявил Дуда.
А руководить будут из Берлина.
— заявила министр обороны Германии Кристина Ламбрехт.
Вместе с тем подход к украинскому конфликту несколько изменился с его максимального разжигания на локализацию и затягивание. Все основные цели и задачи США уже реализовали, теперь главное для них — не позволить РФ перевернуть ситуацию в свою пользу. Над этим и будет работать Германия во главе с Европой.
Европа и Китай
Что касается Китая как главного противника в новой холодной войне, то позиция Европы здесь не столь однозначна. Во-первых, на первоначальный призыв сплотиться всем демократическим миром против коммунистического Китая ЕС отреагировал вяло. Во-вторых, зависимость европейской экономики от китайской куда выше, чем от российских энергоносителей. Например, в отчёте консультативного совета по экономическому развитию ФРГ за 2022/2023 годы говорится, что 208 из 278 единиц критически важной номенклатуры продукции, на которую приходится доля в 45%, зависят от поставок из Китая. Три важнейшие группы товаров критического импорта для Германии из Китая — компьютеры, комплектующие для авиадвигателей и антибиотики. А для ЕС в целом доля зависимости ещё выше — 52%.
В этой связи поездка Шольца в Пекин вместе с руководителями крупнейших корпораций выглядит как идущая вразрез с интересами США. А в Китай вместе с канцлером ФРГ приехали руководители Bayer, BASF, Volkswagen, Siemens, Merck, Adidas, BMW и Biontech, подписав там многомиллионные контракты. Казалось бы, это чудовищный демарш послушной Германии и нас ждёт нечто вроде трений или даже раскола в евроатлантическом лагере. Тем более агентство Reuters слило информацию о том, что Макрон предлагал Шольцу совместную поездку, но немец отказался. Однако торопиться с выводами не стоит.
Во-первых, если навести справки даже в открытых источниках, то почти за всеми крупнейшими «немецкими» корпорациями стоит американский капитал — злосчастные «институциональные инвесторы» типа BlackRock. А финансовый капитал США вряд ли действует не в связке с военно-политическим руководством своей страны. Скорее даже «члены кооперативов» BlackRock, The Vanguard Group, Fidelity, State Street и прочих диктуют свою волю обеим американским партиям, а не американский народ.
Во-вторых, встреча Байдена и Си на форуме G20 своеобразно пролила свет на подноготную предварительного визита Шольца. Дело в том, что американцы, судя по пресс-релизу после переговоров, предложили Китаю некоторую «разрядку» в холодной войне, которая бы состояла в разделе «сфер влияния». Байден говорил Си о том, что конкуренция между США и КНР не должна перерасти в открытую конфронтацию и нужно прочертить «красные линии». Китайские товарищи, наученные на своих и чужих ошибках во взаимодействии с Западом, на подобное соглашение не пошли. В их официальном заявлении сказано, что США не должны лезть во внутренние дела Китая и что Китай не конкурирует с США, не планирует занимать место США и подрывать миропорядок. Более того, Си отметил, что КНР не гонится за положительным торговым балансом, а это следует понимать как предупреждение о том, что китайская экономика готова к разрыву с западной.
Таким образом, можно сделать вывод, что предварительная поездка Шольца была чем-то вроде «умасливания» Китая перед переговорами с США. Манёвр американцев выглядит как попытка заключить с Китаем перемирие, чтобы задушить Россию, с которой уже происходит практически открытая военная конфронтация на Украине и в экономической сфере.
Время покажет, что будет с контрактами, которые были заключены во время вояжа Шольца, но практика несоблюдения Западом подписанных договоров хорошо известна. Тем более немецкое агентство Der Spiegel «случайно» получило в своё распоряжение проект МИД Германии по стратегии в отношении Китая, в котором сказано, что главное — это избавиться от экономической зависимости от Поднебесной.
Свежие комментарии