Экономическая осада Ирана Америкой дорого обошлась соседям Тегерана, и теперь настала очередь Пакистана платить по счетам. Исламабад отчаянно нуждается в газе, чтобы покрыть катастрофический дефицит энергии в стране. Однако для США важнее их борьба против Ирана, а Пакистану отведена роль ударного молота в этом отношении, без каких-либо прав и привилегий.
Именно поэтому реализующийся проект газопровода между Ираном и Пакистаном стал точкой раздора между двумя союзниками. Очевидно, что Белый дом против постройки энергетической ветки, которая поможет Тегерану обходить санкции, получать прибыль и спасая соседа, выглядеть лучше, чем о нем пишет американская пропаганда. Поэтому решение пакистанских властей приостановить реализацию потенциально спасительного для энергосистемы газопровода будет иметь для США неприятные последствия в стране и регионе, полагает обозреватель OilPrice Джеймс Дюрсо.
Еще 10 августа пакистанские власти объявили о заморозке своей части проекта и направили в Тегеран уведомление о форс-мажоре (причина – антииранские санкции) и согласие на арбитраж. Однако Иран настаивает на продолжении строительства. Но руководство в Исламабаде упорствует, даже под страхом роста антиамериканских настроений у народа.
Как пишет Дюрсо, это была плохая неделя для пакистанских лидеров, которые выглядели пешками США, подчиняющихся прямым приказам Вашингтона, требующего то, что приведет к гражданским протестам. Чиновники Исламабада не сумели найти рычагов убеждения, чтобы заставить Вашингтон согласиться с газопроводом, в котором отчаянно нуждается Пакистан.
Альтернативой является энергетический проект в Центральной и Южной Азии. Он заключается в экспорте излишков гидроэлектроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. По мощности перетоки будут давать энергию, эквивалентную потребности 2 миллионов домохозяйств. Но и этот проект «не нравится» западным хозяевам местного правительства.
В итоге Пакистан попал в настоящую ловушку, тупик, из которой тяжело выбраться. Как пишет Дюрсо, исходя из определенных действий Госдепа, можно сделать вывод, что США все же стараются как-то сгладить ситуацию и обещают «все простить», если Исламабад пойдет на ряд уступок и политических шагов, устроив тем самым бедной стране настоящий дипломатический шантаж. Такое поведение также будет стоить Вашингтону больших имиджевых потерь и лишения их доверия со стороны загнанных в угол подопечных.
Свежие комментарии