Самодвижущиеся двухколесные машины появились еще в 60-е годы XIX века, первоначально на них устанавливался паровой двигатель. Это были самые дальние предки современных мотоциклов. Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания удалось построить немецким инженерам Вильгельму Майбаху и Готлибу Даймлеру в 1885 году.
Стоит отметить, что до начала Первой мировой войны основным средством передвижения во всех армиях оставался конь. Лошади использовались в армиях в огромных количествах, при этом они требовали ежедневного ухода, их нужно было кормить и поить. К примеру, в Русской императорской армии в 1916 году 50 процентов всех продфуражных грузов составлял корм для лошадей: овёс, сено, кормовая солома. Это были миллионы пудов грузов, которые отличались не только большим весом, но и занимали много места. Появление механизированных транспортных средств серьезно упрощало логистику, да и обращаться с ними можно было не как с живым существом.
Мотоциклы особенно приглянулись пехоте, связистам и вестовым. В годы Первой мировой войны мотоциклы прошли боевое крещение и стали применяться достаточно массово. Их использовали для курьерской связи, разведки местности, как средство быстрой транспортировки небольших грузов, а в некоторых случаях и как боевые машины. Со временем на мотоциклах стало появляться оружие, небольшое бронирование и маскировочная окраска. К началу Второй мировой войны мотоциклы уже массово использовались всеми армиями мира, а образ немецкого солдата на мотоцикле с коляской стал хрестоматийным. Со временем конструкторы стали предлагать необычные проекты боевых мотоциклов, вплоть до бронированных чудовищ. Рассмотрим самые интересные из необычных проектов.
Проекты бронированных мотоциклов
Идею оснастить мотоцикл пулеметом и минимальным бронированием предложил Фредерик Ричард Симмс еще в 1898 году. Этот человек, по сути, основал также всю автомобильную промышленность Великобритании. Созданный им проект представлял что-то наподобие моторизованной коляски с пулеметом на борту, который прикрывался бронещитком. По современной терминологии его изобретение назвали бы квадроциклом. На него он водрузил 7,62-мм пулемет Максима. Примечательной особенностью разработки, получившей название Motor Scout, было то, что при необходимости водитель-стрелок мог перейти исключительно на педальную тягу.
В Первую мировую войну мотоциклы массово начали получать вооружение. В армиях многих стран появились модели с установленным в коляске пулеметом, который спереди прикрывался бронещитком. При этом в Российской императорской армии была спроектирована и самоходная зенитная установка на базе мотоцикла. Бронирования подобная модель не имела. При этом в коляске на установке для ведения противоаэропланного огня размещался стандартный пулемет «Максим».
После завершения Первой мировой войны базой для создания бронециклов на долгие годы стал один из самых мощных и тяжелых мотоциклов с коляской – американский Harley Davidson. В США еще в 1930 годы обзавестись мотоциклами с бронированием хотели полицейские. Видимо, сказывалась необходимость противостоять гангстерам, получившим в свое распоряжение многочисленные пистолеты-пулеметы Томпсона. По сути, подобные мотоциклы представляли собой обычные версии «Харлеев» с коляской, на которые спереди устанавливались бронещиты с врезками из пуленепробиваемого стекла. Щиты были подобны тем, что сегодня используются бойцами спецподразделений при штурмах и освобождении заложников.
Гораздо более продвинутые варианты бронециклов в 1930-е годы проектировали в Европе. Военные Бельгии и Дании рассматривали возможность использования подобной техники в боевой обстановке. Так знаменитая бельгийская компания FN (Fabrique Nationale) в 1935 году создала для бельгийской армии бронецикл, получивший обозначение FN M86. Модель для вооруженных сил получила форсированный до 600 кубиков двигатель и усиленную раму. Однако даже такой мотор, выдававший 20 л.с., пасовал перед дополнительным бронированием, вес которого доходил до 175 кг. Водитель прикрывался спереди массивным бронещитком, в котором имелось окно. В боевой обстановке окно закрывалось и следить за дорогой можно было через смотровую щель. Стрелок в коляске защищался броней с трех сторон.

Бронецикл Armoured Moto FN M86 на параде в Сан-Паулу
Военных ходовые возможности мотоцикла не удовлетворяли. Скорость и маневренность тяжелой машины оставляли желать лучшего. Однако компанию FN ждал успех на международном рынке. Модель удалось продать полиции Бразилии под обозначением Armoured Moto FN M86. В Бразилию отправились оба построенных мотоцикла, а также вся техническая документация для их выпуска. При этом позднее такие бронециклы закупили и другие страны Латинской Америки, а также Румыния и Йемен. Правда, все партии были небольшими, всего было выпущено примерно 100 подобных мотоциклов.
Еще дальше пошли инженеры шведской компании Landsverk, которые построили для датской армии бронецикл Landsverk 210. Модель создали в 1932 году на базе мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. На этой модели водитель был прикрыт броней не только спереди, но и со спины, а также частично сбоку. При этом броня защищала и сам мотоцикл, все важные узлы и агрегаты и частично прикрывала даже колеса. В Дании модель назвали FP.3 (Førsøkspanser 3). Однако военных модель не впечатлила, управлять мотоциклом было очень тяжело, а на скорости его сильно заносило. Мощный двигатель 1200 кубиков, развивавший до 30 л.с., ситуацию не спасал, так как масса брони и вооружения размещенного на модели превышала 700 кг.

Бронецикл Landsverk 210, FP.3
Бронецикл Гроховского
В межвоенный период советский конструктор и инженер Павел Игнатьевич Гроховский предложил собственный проект боевого бронированного мотоцикла или просто бронецикла. Павел Гроховский был в первую очередь авиаконструктором и работал в интересах только появляющихся воздушно-десантных войск. Как мы уже знаем, он не был первопроходцем в вопросе создания бронецикла, подобные идеи в 1930-е годы массово рассматривались военными многих стран. Конструкторы предлагали многочисленные варианты одноместных бронированных машин, а также бронированных моделей мотоциклов с коляской и пулеметным вооружением. От разработок иностранных конструкторов бронецикл Гроховского отличался в первую очередь наличием полноценного бронекорпуса, защищавшего бойца со всех сторон.
Бронецикл Гроховского представлял собой небольшой одноместный бронеавтомобиль на полугусеничном шасси с передним поворотным колесом мотоциклетного типа. Гусеничный движитель отличался наличием только одной ленты, а также двух опорных колес небольшого диаметра по бокам. Бронирование легкое, обеспечивающее защиту бойца и узлов машины от огня стрелкового оружия и небольших осколков. Бронекорпус прикрывал весь мотоцикл целиком. Водитель бронецикла одновременно выполнял и роль стрелка, ведя огонь из установленного в лобовом листе корпуса курсового пулемета. Место водителя находилось в закрытой бронированной кабине в передней части машины, за ним следовало моторно-трансмиссионное отделение. Для наблюдения за местностью водитель использовал смотровые щели в корпусе машины, а также башенку полусферической формы на крыше корпуса.

Бронецикл Гроховского. Рис. А.Шепса
Бронецикл Гроховского был проработан детально, но проект не заинтересовал военных, поэтому никогда не был реализован в металле. Жаль, если учесть, что свой вариант полугусеничного мотоцикла появился и широко использовался Германией в годы Второй мировой войны, правда, это был вариант без брони, зарекомендовавший себя как эффективный легкий тягач-транспортер. При этом, как и бронецикл Гроховского, немецкий SdKfz 2 создавался в первую очередь для воздушно-десантных войск.
Полугусеничный мотоцикл SdKfz 2
Одним из самых интересных, а главное эффективных и востребованных примеров необычных боевых мотоциклов по праву считают немецкий полугусеничный мотоцикл SdKfz 2. Данная модель стала одним из героев голливудской ленты «Спасти рядового Райана». Мосфильм в этом плане не отстает, SdKfz 2 представлен и в российском фильме «Звезда», в котором с немецким патрулем на полугусеничном мотоцикле сталкивается советская разведгруппа. С 1940 по 1945 год в Германии собрали 8871 такой мотоцикл, а после завершения войны из имеющегося задела еще примерно 550 машин.
Данная модель разрабатывалась как транспортер и полугусеничный тягач для парашютных и горно-егерских частей. Машину планировалось использовать в качестве легкого артиллерийского тягача. При этом неоспоримым преимуществом было то, что мотоцикл можно было легко перевозить прямо на борту основного немецкого военно-транспортного самолета Ju-52. В годы войны полугусеничный мотоцикл нашел применение во всех частях немецкой армии. Обычно его использовали для транспортировки легких артиллерийских орудий: горных и зенитных пушек, минометов небольшого калибра, различных прицепов. Также SdKfz 2 могли использовать в качестве прокладчика кабеля и даже буксировщика самолетов на аэродромах.
Отдельно можно выделить тот факт, что одним из вариантов заводской поставки была навесная броня, после установки которой полугусеничный мотоцикл превращался в боевую разведывательную машину, вооруженную пулеметом. Правда, подобная модификация существенно повышала массу мотоцикла, что негативным образом сказывалось не скоростных характеристиках и проходимости SdKfz 2. В обычном варианте полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 мог передвигаться по пересеченной местности на скорости до 40 км/ч, а на шассе выдавал и 62 км/ч. При этом стандартная грузоподъемность модели составляла 350 кг, экипаж – до трех человек.
Противотанковый мотороллер
Одним из самых сумасшедших проектов в истории военной мототехники можно назвать французский противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP. Модель строилась серийно и была изготовлена в товарных количествах – от 500 до 800 штук. Необычный мотороллер специально разрабатывался для французских десантников-парашютистов и представлял собой носитель 75-мм безоткатного орудия M20 американского производства.
При создании данной модели конструкторы взяли за основу итальянский мотороллер Vespa с одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем. Основным преимуществом такого решения была мобильность, скорость мотороллера по дорогам с твердым покрытием доходила до 66 км/ч. При этом его рама выдерживала вес американского безоткатного орудия M20, которое хоть и не было венцом творения, но все еще пробивало 100 мм брони с помощью кумулятивных снарядов.
Использовать такие боевые мотороллеры предполагалось парами. На одном крепилось само безоткатное орудие, на другом транспортировались снаряды к нему. Двое парашютистов, имея в своем распоряжении такие средства, должны были эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Для ведения огня безоткатное орудие с мотороллера, естественно, снимали и размещали на станке, напоминающем станок для пулемета Браунинга M1917. При этом в экстренном случае выстрелить можно было и прямо с мотороллера, правда, о точности стрельбы можно было забыть.
Свежие комментарии