Те, кто служил в семидесятых-восьмидесятых, хорошо знают, что такое офицер-двухгодичник. Вчерашние выпускники вузов с военной кафедрой, едва-едва освоившие азы армейской офицерской службы. Обычно таким ребятам, сменившим штатские пиджаки на армейскую форму, старались не доверять должности с личным составом, пристроив их исключительно на эксплуатацию техники.
Я, грешным делом, тоже какое-то время не мог относиться к ним как к равным. Сам я уже года три-четыре служил в должности ПНШ по спецсвязи авиаполка и считал себя не новичком, но достаточно зрелым офицером. Но после того, как один офицер-двухгодичник за рюмкой чая рассказал мне о своей работе в авиации на «гражданке» я очень зауважал его и его коллег.
У нас в полку этот парень служил в должности техника самолёта. А до призыва работал бортинженером после авиационно-технического вуза в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Занимался испытанием авиатехники, причём почему-то отнюдь не самой новой.
В тот день ему выпало лететь в составе экипажа из трёх или четырёх человек на двухмоторном АН-24. Проверке подлежал как сам самолёт, так и действия командира корабля. Предстояло проверить, как поведёт себя самолёт и лётчик при остановке одного двигателя в воздухе. Причём сам командир корабля не знал, какой именно сюрприз ждёт его в этот раз.
Выполнили предстартовую подготовку, инспектирующий занял кресло второго пилота, дал отмашку на взлёт. Взлетели, набрали высоту, вошли в зону, начали работу. Правый пилот, как и предписано полётным заданием, останавливает правый двигатель. Командир корабля, не моргнув глазом, спокойно выравнивает наметившийся было крен и продолжает полёт. И тут… Совершенно внезапно останавливается левый двигатель!
Первая попытка успехом не увенчалась. Высота продолжает падать. Вторая попытка. Опять мимо. И лишь после третьей попытки правый движок заработал. На нём-то и произвели посадку на своём аэродроме.
Как рассказал наш технарь-двухгодичник, вывалился он из самолета, не чуя под собой ног. Потом два дня пил, не просыхая.
Я спросил его: «А можно ли как-то покинуть самолёт, буде возникнет совсем уж безвыходная ситуация? Дают ли вам парашюты перед вылетом?» «Парашюты-то у нас есть на всех таких полётах. Только вот попробуй выпрыгни из транспортника, если его закрутит к примеру в штопор. Да тебя там будет как щепку так швырять по салону, что ты не разберёшь где верх, а где низ, если вообще будешь в состоянии что-то соображать в такой ситуации, особенно если тебя приложит о стенку. Нет, есть, конечно, и у нас всякие хитрости на такой случай, например, фал, один конец которого привязывается возле выходной двери, а второй конец привязываешь к себе. Но всё равно, шансов благополучно покинуть машину чересчур маловато. Это тебе не катапультируемое кресло в истребителе».
«Ну и как ты, вернёшься на прежнюю работу после дембеля?» – спрашиваю его. «Пока не знаю. Ещё не решил. Одно скажу: моя служба в авиаполку гораздо спокойнее. Послужу ещё, а там видно будет». Вот вам и тихая спокойная жизнь на «гражданке». Есть за что уважать таких мужиков.
Источник: zen.yandex.ru
Источник: https://fishki.net/2990043-kak-oficer-dvuhgodichnik-ispytyval-an-24-v-jekstremalynyh-uslovijah.html © Fishki.net
Свежие комментарии