В 2014 году группа компаний «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) объявила о планах по реализации крупного проекта в Усть-Куте (Иркутская область). Именно здесь должно появиться первое в Восточной̆ Сибири предприятие, специализацией которого станет производство полимеров из этана. На данный момент инвестиции в строительство завода оцениваются в 217 миллиардов рублей. Ожидается, что уже в конце 2024 года предприятие будет введено в эксплуатацию, после чего на нем начнется выпуск полиэтилена.
В 2010 году в отечественной нефтяной отрасли произошло довольно значимое событие. Специалистам ИНК удалось успешно внедрить закачку попутного нефтяного газа в пласт с попутным отбором тяжелых фракций, что позволило осуществлять одновременную добычу газа и нефти, несмотря на отсутствие всей необходимой транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что речь здесь идет о работах на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (ЯНГКМ), располагающемся в 140 километрах от города Усть-Кут. Именно после освоения данной технологии компания приняла решение о реализации крупного проекта, который предполагал создание на данной территории газохимического кластера, одной из ключевых частей которого и станет строительство завода полимеров.
Кроме того, в рамках данного проекта планировалось строительство установок выделения широкой фракции легких углеводородов, газоперерабатывающего завода в Усть-Куте, продуктопроводов и двух заводов выделения гелия (первый из них начал свою работу в 2022 году). Сообщалось, что на все эти работы будет потрачено более 450 миллиардов рублей. После ввода в эксплуатацию всех предусмотренных проектом объектов на базе нового кластера предполагалось создание 2,4 тысячи рабочих мест. Ключевой целью всех этих мероприятий называлось создание продуктов переработки c высокой добавленной стоимостью.
Активные работы по строительству завода полимеров стартовали в 2018 году. К работам по возведению сложнейшего с технологической точки зрения промышленного объекта была подключена компания Toyo Engineering Corporation (Япония). Также уточнялось, что организация производственного процесса на новом заводе мало чем будет отличаться от того, по каким принципам функционируют аналогичные предприятия, располагающиеся на территории Европы и Соединенных Штатов Америки.
Учитывая серьезные объемы инвестиций, заинтересованными лицами неоднократно поднимались вопросы, касающиеся финансирования проекта. Так, в 2023 году основатель Иркутской нефтяной компании Николай Буйнов заявлял, что создание и развитие производственной инфраструктуры в таких удаленных районах невозможно без поддержки государства. Например, крайне остро стоит вопрос с транспортировкой материалов, для решения данной проблемы необходимо вкладывать большие суммы денег в модернизацию федеральной автомобильной дороги «Вилюй» и местного аэропорта. Все это практически невозможно, если между бизнесом и властью не налажен эффективный диалог.
Не менее важен и кадровый вопрос, газохимическая отрасль является новой для региона, при наборе персонала Иркутская нефтяная компания планирует ориентироваться на местное население, но для этого необходимо повышать уровень образовательной базы в городе Усть-Куте. В противном случае профессиональные компетенции выпускников местных учебных заведений не позволят им успешно работать на новом предприятии. Уже тогда губернатор Иркутской области Игорь Кобзев говорил, что для сотрудников предприятия в Усть-Куте будет возведен современный микрорайон, который будет оснащен всей необходимой социальной инфраструктурой. Помимо всего прочего, в городе появятся образовательные учреждения и физкультурно-оздоровительный комплекс.
Осенью того же года генеральный директор ИНК Яков Гинзбург заявил журналистам, что готовность Иркутского завода полимеров на данный момент достигает 75%, уже в 2025 году руководство Иркутской нефтяной компании собирается вывести новое предприятие на проектную мощность. Яков Гинзбург также подчеркнул, что это довольно непростой процесс, крайне важно отработать различные варианты, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на работоспособности завода.
Кроме того, необходимо рассказать и о социально-экономическом эффекте, с которым столкнулась Иркутская область в ходе реализации данного проекта. Так, в строительстве предприятия принимают участие 7 тысяч человек, новый промышленный объект будет располагаться на участке, площадь которого составляет 200 гектаров. Ожидается, что после его ввода в эксплуатацию валовой региональный продукт (ВРП) области вырастет на 3%. Будет создано около 1,5 тысячи рабочих мест. Ежегодно предприятие станет выпускать 650 тысяч тонн линейного полиэтилена низкой и высокой плотностей.
Также добавим, что в 2020 году общемировое потребление полиэтилена составило порядка 105 миллионов тонн и эксперты фиксировали постоянный рост данного показателя. На основании этой информации можно сделать вывод, что продукция Иркутского завода полимеров будет крайне востребована как среди российских, так и иностранных потребителей.
Напомним, что Иркутская нефтяная компания была создана в 2000 году. Численность сотрудников в 2024-м превышает отметку в 15 тысяч человек. В рейтинге крупнейших инвесторов за 2023 год ИНК расположилась на десятом месте, вложив за 2022-й в различные проекты 127,8 миллиарда рублей. Штаб-квартира компании располагается в Иркутске.
В заключение хочется сказать, что такого рода проекты в последнее время приобретают все большую актуальность для Российской Федерации. Причиной всему – геополитические и геоэкономические изменения, которые в последние годы происходят в мире. Во-первых, речь идет о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, что гораздо выгоднее, чем продажа за рубеж добытого сырья и приобретение вслед за этим того же полиэтилена, который был произведен за границей из российской нефти. Во-вторых, важную роль играет географическое расположение нового предприятия. На данный момент активными темпами продолжается экономическая переориентация нашей страны на азиатские рынки.
В связи с этим предприятия в Сибири получают определенные конкурентные преимущества, им гораздо проще взаимодействовать с азиатскими государствами, так как транспортировка продукции до потенциальных потребителей в Азии занимает гораздо меньше времени и влечет за собой экономию денежных средств.
Свежие комментарии