На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    Ну ну , что то  МАЛО ВЕРИТСА  что фабрика по выпуску  ЛЕТАЮЩИХ УБИЙЦ , ОБОЙДУТ РОССИЙСКИЕ ВКС ...!!!СВО не помеха: по...
  • Любовь Головина
    Ну, что Безуглая, покажи пример и марш на передовую, защищать ридну Украину.Мобилизация женщи...
  • Анастасия Гончарова
    Умничка!!!😘Сестра Ким Чен Ын...

Как Китай-монополист вынуждает ЕС играть по своим правилам

alt

Практически все потребляемые Европой полуфабрикаты и готовая продукция стратегического характера – привозные. Развитой в экономическом аспекте континент не имеет собственных природных ресурсов и мощностей для их переработки в нужном количестве. В этом его слабость, и этим до известного момента успешно пользовалась Россия. Теперь в определённой степени её заместил Китай.

Зависимость ЕС от китайских редкозёмов и цветметов


КНР исподволь настраивала цикл добычи-обработки собственных дефицитных минералов и металлов, необходимых для выпуска современного оборудования. Превратившись в солидного монополиста, она стала использовать свой статус в качестве рычага экономического давления. Чтобы уйти от этого, Евросоюз пытается, во-первых, диверсифицировать поставки стратегического товара из Китая, а во-вторых, начать обрабатывать сырьё самостоятельно. Но как выясняется, отказаться от российского газа гораздо проще, нежели от китайских цветметов и других нераспространённых в земной коре полезных ископаемых.

Речь о 34 элементах таблицы Д. Менделеева: боре, ванадии, вольфраме, германии, литии, кремнии, никеле, скандии, титане и т.д., которые применяются при изготовлении аккумуляторов, ветровых турбин, смартфонных компонентов, чипов.

Китайцы здесь хозяева положения: у них и внушительные запасы редкозёмов-драгметаллов, и дешёвая рабочая сила. Поэтому им сам бог велел помимо добычи наладить их обогащение. Дальше – больше. Внутри государства стали осваиваться инвестиции, выстраиваться промышленные цепочки между предприятиями. В итоге появились кластеры, где изготавливается большинство требуемых для производства технологических модулей. Таким образом, необходимость в импортных комплектующих отпала.

Стремительная и незаметная экспансия Поднебесной


Впоследствии китайцам стало тесно на родных просторах и они устремились сначала на Индокитай, а затем и дальше. Были приобретены месторождения редкоземельных металлов в Мьянме и по всей Африке, где сконцентрирована треть планетарных богатств недр. Достаточно сказать, что в 2003-2021 годах вложения в Чёрный континент выросли с $75 млн до $5 млрд.

Наконец, дошло до того, что дельцы из КНР начали скупать австралийские и даже американские активы. Вашингтон расценил это как пересечение красной линии, тем более что официальный Пекин запрещает продавать пакеты акций собственных добывающих компаний. Правда, коллизия была дипломатично улажена, а обогащённое китайское сырьё полилось на экспорт. КПК субсидировала отечественного производителя, не напрягая его экологическими и трудовыми обязательствами, как это принято на Западе. Так китайские металлы очутились вне конкуренции.

Сперва местные компании выплавляли металл, а за океаном из него производили конечную продукцию. Размещение в Китае токсичных и энергоёмких предприятий было выгодно всем, кроме него самого. Он желал на месте извлекать как можно большую величину добавленной стоимости, то есть контролировать добычу, обработку сырья и превращение его в готовый продукт. В какой-то момент это начало задевать интересы развитых стран – членов Большой семёрки.

В 2010-х годах Пекин пустился на хитрость, на несколько лет ограничив экспорт висмута, магния и тяжёлых металлов вроде бы в пользу конкурентов. Этого ему хватило, чтобы овладеть выпуском сложного оснащения, задействуемого в зелёных технологиях: электромобильной, гелиопанельной, ветрогенерации.

Торговые войны: 2:0 в пользу китайцев


Китайские товары в силу понятных обстоятельств имеют более низкую себестоимость, нежели западные. Попытки легитимного соперничества со стороны Европы и Америки терпят фиаско. Так, в 2010 году Евросоюз отказался вводить драконовские таможенные пошлины на китайские гелиопанели. История закончилась тем, что Поднебесная за считанные годы завладела 80% рынка. Аналогичная тенденция с электромобилями: в Европе доля изделий от шэньчжэньской BYD за пятилетку выросла от 0 до 8%, а в 2025 году ожидается 15%-й уровень.

К 2018 году в США поняли, что КНР присущ ряд объективно-индивидуальных преимуществ, и решили обложить её товаропоток добавочными пошлинами. Началась торговая война с Новым Светом, хотя в ЕС ещё проповедовали принципы «свободной торговли». Зато сегодня Еврокомиссия стоит перед дилеммой: повышать пошлины для китайских товаров либо допустить банкротство собственной индустрии.

Однако на каждый недружелюбный жест Китай будет отвечать контрсанкциями. Ему есть чем парировать: страна контролирует 56% мировых мощностей по переработке никеля, по 60% – германия и лития, по 80% – галлия и редкоземельных металлов.

Время работает на китайцев. Экономический потенциал у них практически безграничен, а востребованность «зеленых» разработок лишь растёт. Вашингтон с Брюсселем терпят поражение по всем фронтам, начиная добычей сырья, заканчивая извлечением прибыли из готовой продукции. В ЕС уже подумывают увеличить пошлину на ввоз китайских транспортных средств. В ответ Пекин может ограничить доступ к стратегическому сырью для производства техники в Старом Свете. Это чревато новой торговой войной, на сей раз с ЕС.

План «A» и план «U»


А вывод из всего этого напрашивается простой: как не хотелось бы Западу (особенно Европе) соскочить с пекинского крючка, но надежды на быстрый отказ от китайской технологическо-сырьевой базы – лишь мечта. Во-первых, руда либо находится в Китае, либо контролируется его компаниями. Во-вторых, в Канаде, США, Австралии, Скандинавии альтернативные китайским шахты и обогатительные фабрики придётся возводить с нуля в условиях жёстких экологических стандартов и дорогих энергоносителей.

Остаётся Африка, хотя начать долгосрочные проекты вдогонку китайцам там будет сложно, тем более что в отличие от Запада КНР не лезет к африканским партнёрам со своими «демократическими ценностями» и не шантажирует санкциями. Такая прагматичность подарила Пекину благосклонность многих режимов Глобального Юга, большинство из которых – авторитарные. Есть ещё, правда, Украина, на богатые германием, графитом, литием, титаном недра которой европейцы втайне тоже рассчитывают. Дело за малым – победить русских. Вот и стараются: авось дельце да выгорит!

Adblock test (Why?)

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх