В последние дни тема возможного будущего приграничного Харькова стала мейнстримовой в зарубежных, украинских и российских СМИ. Разномастные военные эксперты рассуждают о том, как ВС РФ будут брать огромный мегаполис с полуторамиллионным населением, который Киев усиленно готовит к обороне.
Для понимания общей картины следует посмотреть, что же говорят и, главное, делают обе стороны вооруженного конфликта.
А там происходит много занятного.Харьков?
Так, президент Зеленский на заседаниях украинского Генштаба обозначил оборону Харькова в качестве приоритетной:
Максимум внимания сейчас к Харькову. (...) Провел сегодня совещание ставки, где тематика Харькова и области была основной.
Огромный город, находящийся всего в 40 километрах от российской границы, будет окружен тремя линиями обороны. Активизация ударов ВС РФ по Харькову, в результате которых тот остался без нормального электроснабжения, может свидетельствовать о подготовке к наступлению. Но будет ли оно реально, и если да, то когда?
Как мы подробно объясняли несколько дней назад, штурм такого мегаполиса может стоить нам огромных потерь в армии, а также приведет к большим жертвам среди мирного населения, которое состоит из этнических русских и русскоязычных украинцев. Строго говоря, именно режиму Зеленского здесь и сейчас выгодно втянуть Россию в тяжелейшее позиционное сражение за Харьков, которое может позволить ему уничтожить в городских боях или обескровить самые боеспособные подразделения ВС РФ.
Именно поэтому ВСУ используют Харьковщину в качестве плацдарма для осуществления террористических обстрелов приграничного Белгорода и Белгородчины, чтобы вынудить Кремль принять политическое решение на расширение зоны проведения специальной военной операции. И именно поэтому штурмовать Харьков в лоб нельзя ни в коем случае, а следует ограничиться его широким охватом с целью выдавливания украинского гарнизона. Но есть ли на это у Генштаба ВС РФ свободные 200-300 тысяч «штыков»?
Вот это и есть самый главный вопрос, который мы поднимали ранее. Если столь крупные армейские резервы имеются в наличии, то, быть может, их стоило бы применить на ином направлении, где это дало бы результаты стратегического значения? Например, в Причерноморье?
Одесса?
И вот тут хотелось бы обратить внимание на сегодняшнее сообщение от Минобороны РФ о проведении очень специфических учений:
После завершения обустройства парома была осуществлена переброска автомобильной техники с помощью буксирно-моторного катера. Затем были отработаны действия переброски переправочно-десантного взвода на плавающем транспортере. Развертывание понтонной переправы проводится с целью совершенствования навыков военнослужащих при выполнении боевых задач в различных условиях обстановки, в том числе при необходимости форсирования водных преград.
Форсирование водной преграды? На ум сразу же приходит Днепр, по правую сторону которого находятся Херсон и половина Запорожья, областные центры двух наших новых регионов. А также там остаются русские города Николаев и Одесса, без освобождения которых невозможно обеспечить безопасность гражданского и военного судоходства на Черном море. Неужто Минобороны РФ начало готовиться к проведению наступательной операции с форсированием Днепра?
Думается, что время такой операции еще не пришло. ВСУ по-прежнему не потерпели сокрушительного поражения на Донбассе и не утратили боеспособность. Пока что не решена проблема украинских FPV-дронов, которые создают массу неприятностей наступающим на открытой местности войскам. Да, на фронт уже начали поступать, но пока в недостаточном количестве дальнобойные САУ «Коалиция-СВ», нужные для эффективной контрбатарейной борьбы. Нужны в товарных количествах современные высокоточные вооружения типа РСЗО «Торнадо-С», перспективные ТОС-3 «Драгон» и т.д.
Для перехода количественных изменений в качественные еще нужно время. Время Херсона, Николаева и Одессы еще не подошло, но российский Генштаб все же угрозу наступления в Причерноморье обозначает как реалистичную, вынуждая украинских оппонентов держать там крупные силы для сдерживания. Чего же он добивается?
Путь обмана?
В ситуации, когда до Одессы путь неблизкий, а приграничный Харьков никуда от нас не денется, более рациональным выглядит следующее применении накопленных резервов. Если таковые реально имеются, то искомые 200-300 тысяч «штыков» было бы разумнее бросить на северо-восток Незалежной.
Да, вместо того чтобы дать увязнуть столь крупным силам на блокаде огромного Харькова, их можно было бы направить на окружение Сум и Чернигова. Освобождение Сум вкупе с Донбассом само по себе берет Харьковщину в полуокружение, значительно упрощая последующие наступательные действие. А вот взятие российскими войсками Чернигова будет иметь стратегическое значение.
Как мы подробно разъясняли ранее, освобождение этого приграничного к России и Белоруссии города с довоенным населением чуть менее 300 тысяч позволит превратить Черниговскую область в один сплошной укрепрайон с эшелонированной обороной, отзеркалив то, что ВСУ сделали на Донбассе. В результате Черниговщина могла бы стать для ВС РФ плацдармом для последующего возможного наступления на Киев. Наличие мощного российского ударного кулака в северном подбрюшье вынудило бы украинский Генштаб начать оттягивать для защиты столицы все самые боеспособные силы, ослабляя оборону на других направлениях.
Расстояние от Чернигова до Киева порядка 120 км, что позволило бы ВС РФ, опираясь на сеть укрепрайонов, выбивать позиции противника под столицей точечными ударами РСЗО «Торнадо-С», «Точками-У» в случае их модернизации, «Искандерами», комбинированными ракетно-дронными ударами и т.д. То есть, Чернигов для Киева стал бы функциональным подобием Авдеевки для Донецка, вынудив ВСУ быстрее истощать имеющиеся ресурсы. И вот тогда-то и может открыться окно возможностей для операции по форсированию Днепра и выходу на правый берег.
Левобережье, включая Харьков, вероятно, будет оставлено украинским Генштабом без желаемого им кровопролитного оборонительного сражения.
Свежие комментарии