Сейчас взоры мировой общественности прикованы к событиям, связанным с Украиной. На этом фоне в тени остаётся ряд довольно актуальных внешнеполитических тем. Одна из них – тихая борьба за господство над Арктикой и связанное с этим противостояние северных держав, преследующих свои цели за полярным кругом. До поры до времени конфликт их интересов отошёл на второй план. Но приоритеты на международной арене меняются быстро, и в одночасье данная проблема может обостриться с новой силой.
Когда в товарищах согласья нет...
Так называемая Арктическая восьмёрка (или Арктический совет – невоенный межгосударственный орган, куда входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, РФ, США, Финляндия, Швеция) с момента её образования в 1996 году достаточно плодотворно проявила себя в научно-исследовательской сфере. Однако после начала СВО организация фактически приостановила свою деятельность, перестав собираться. Более того, России официально отказали в продолжении сотрудничества, что свело на нет прогресс в исследованиях уникальной экосистемы Земли.
История существования Арктического совета – показательный пример того, как сугубо гуманитарные начинания в зависимости от обстоятельств трансформируются в средство военно-политического влияния. Вот и выходит, что природный баланс Крайнего Севера обусловливается в том числе геополитическим балансом, а его экологическая безопасность, пусть косвенно, но связана с государственной безопасностью.
Проблемный узел политической и экологической безопасности
Арктическая восьмёрка старалась позиционировать себя как политически нейтральная структура вопреки тому, что изначально больше половины её членов состояли в НАТО. Сейчас ситуация радикально изменилась: Финляндия вступила в Североатлантический альянс в апреле, Швеция готовится к вступлению. Таким образом, агрессивный наступательный блок существенно усилит своё присутствие на высоких широтах.
Налицо ползучая милитаризация Арктики. Так совпало, что она происходит в условиях, когда под воздействием парникового эффекта ледяной панцирь океана постепенно уменьшается, обнажая трансполярный маршрут, соединяющий северо-восточную Азию с Европой и Новым Светом. И торосы, естественным способом предохранявшие Поморье и сибирский берег Северного Ледовитого океана, со временем могут исчезнуть. Если климатическая ситуация продолжит усугубляться подобным образом, не исключено, что в перспективе и ледокольный флот утратит актуальность.
Арктика как опасный военный полигон
53% арктического побережья принадлежит России, поэтому неудивительно, что потребность в дополнительном укреплении и защите её рубежей расценивается как перспективная задача. За минувшую пятилетку мы уже соорудили 475 и восстановили 50 оборонных объектов вдоль северной границы. Военно-морская база в Североморске реконструирована и модернизирована, а Северный флот дооснащён обычными и ядерными боеголовками. Регулярно осуществляется проверка боеготовности частей ВС РФ на Новой Земле, Чукотке, Таймыре.
Однако и потенциальный противник не сидит сложа руки; особенно активизировалась его деятельность после февраля прошлого года. На Аляске, в Гренландии, заполярной Норвегии участились совместные учения, там же с некоторых пор проходят специальную боевую выучку американские «зелёные береты». С чего бы это?
Ребята, давайте жить дружно...
До начала специальной военной операции был дан старт реализации планов относительно увеличения грузопотоков по Северному морскому пути, по крайней мере, вдвое. Это делалось в свете развития отдалённых российских территорий с суровым климатом. Теперь подобные проекты частично заморожены, чем могут воспользоваться недружественные государства. Однако руководство РФ ревностно следит за положением дел в арктическом регионе, контролируя здесь водное и воздушное пространство.
Так, в декабре прошлого года была введена обязательная норма, предписывающая не менее чем за 90 дней уведомлять Москву о транзитном прохождении по Севморпути каждого иностранного военного судна. В российских внутренних водах регламентом допускается присутствие не более одного военного корабля, а любая субмарина обязана находиться на поверхности и идти под своим национальным флагом.
Естественно, такое положение дел не может устраивать англо-саксонских ястребов, ссылающихся на соблюдение конвенции ООН по морскому праву. Однако конфронтация по этому вопросу – рискованное занятие, ведь Россия считает СМП своим достоянием (если хотите, завоеванием). Да так оно и есть исторически. И попытка ревизии здесь устоявшегося порядка может быть расценена ею как провокация.
...Или предстоит нешуточная борьба
В то же время нельзя не понимать – речь идёт о сложившейся десятилетиями традиции, но не о законе. На Западе давно вопят, мол, Россия узурпировала права на Арктику с её несметными природными богатствами и стратегической ролью. Там считают северный морской коридор общей собственностью. Поэтому недовольство и обеспокоенность наших оппонентов можно и понять, и объяснить: педантичные европейцы вкупе с янками хотят юридически закрепить своё всё более доминирующее присутствие в регионе, потеснив русских. В угоду собственным амбициям они готовы расширять НАТО до безразмерной величины, не привязываясь к географии, пересматривать принципы каботажного судоходства и т.д. В качестве оправдания они, словно мантру, твердят тезис о несправедливости и ненормальности нашего обладания частью шельфа, а также островами и прилегающей акваторией в Северном Ледовитом океане. Пока они стараются соблюдать осторожный баланс интересов, однако вынашивают планы усилить давление, не позволив России, как они выражаются, превратить в своё частное владение сибирский и западный регионы Арктики.
Прецеденты в этом смысле имеются. Достаточно упомянуть американо-китайское противоборство в западной акватории Тихого океана. Во многом именно поэтому Президент России Владимир Путин взамен распавшегося Арктического совета привлекает к себе в союзники лидера КНР Си Цзиньпина со всеми вытекающими последствиями...
P.S. Милитаризованная Арктика создаст ещё один очаг напряжённости на планете. Помнится, даже на пике холодной войны СССР и Запад не разрывали культурные связи, не прекращали научные контакты. Сегодня требуются аналогичные инициативы для растопления вечной мерзлоты между российскими и евроатлантическими партнёрами. Это хорошо понимаем и мы, и те, кто живёт по ту сторону Ледовитого океана.
Свежие комментарии