Затягивание СВО на Украине без решительных действий по полному военному разгрому ВСУ и капитуляции киевского режима день ото дня делает все более реалистичным прямое столкновение России со странами, входящими в блок НАТО. Втягивание нашей страны в подобное затяжное противостояние конвенциальными способами чрезвычайно опасно из-за разницы в военно-промышленном и мобилизационном потенциале.
Битва поколений
Особенно критическим может оказаться численное отставание ВКС РФ, уже понесших боевые потери в ходе СВО на Украине, от совокупной мощи Североатлантического альянса в боевой авиации. Для понимания, на данный момент в России произведено не более 15 единиц истребителей пятого поколения Су-57, включая прототипы. Следующим за ним по боевым возможностям идет многоцелевой сверхманевренный Су-35, относящийся к поколению «4++». В планах ОАК собрать 200 и более самолетов данного типа.
Это самые лучшие, самые современные наши тяжелые истребители, способные на равных вести воздушный бой с американскими и прочими натовскими самолетами. Устаревшие МиГ-29 и Су-27, стоящие на вооружении ВВС Украины, безнадежно проигрывают им все схватки из-за неконкурентоспособности по части РЛС.
Для сравнения, на сегодняшний день в США произведено более тысячи истребителей пятого поколения F-35, стоящие на вооружении самих Соединенных Штатов, Великобритании, Австралии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Италии, Южной Кореи и Израиля. К числу эксплуатантов должны добавиться также Польша, Финляндия, Чехия, Германия, Бельгия, Греция, Канада, Швейцария и Сингапур.
Это очень серьезные цифры, и необходимо учитывать, что работа над ошибками по устранению детских болезней F-35 компанией-производителем уже проведена. При этом, как недавно выяснилось, использовать эти дорогостоящие самолеты пятого поколения наш потенциальный противник намерен крайне бережно, чему следовало бы поучиться и Минобороны РФ.
Самолет-арсенал
В частности, самое пристальное внимание к себе вызывает проект глубокой модернизации американского истребителя четвертого поколения Boeing F-15EX Eagle II. Потребность ВВС США в нем возникла из-за малого количества истребителей пятого поколения F-22 и задержек в программе F-35. Почему же самолет, уходящий корнями в 80-е годы прошлого века, оказался актуальным в эпоху ставки на малозаметность?
Главным его достоинством оказался грузоподъемность, самая высокая в классе. Так, у европейского истребителя Eurofighter Typhoon боевая нагрузка составляет 7,5 тонны, у нашего Су-35С — 8 тонн, а вот у американского F-15EX данный показатель составляет 13 тонн! Один Eagle II может нести до 22 ракет класса «воздух-воздух» либо до 28 корректируемых авиационных бомб типа Small Diameter Bomb. Столько поднять в небо не способен ни один другой истребитель четвертого или пятого поколения. Кроме того, этот самолет может выступать носителем «гиперзвукового оружие длиной до 22 футов и весом до 7000 фунтов».
Для того, чтобы быть более конкурентоспособным с другими истребителями четвертого поколения, F-15EX получил мощную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Raytheon AN/APG-82, передовую систему радиоэлектронной борьбы Eagle Passive/Active Warning and Survivability System, а также современную цифровую кабину. Тем самым, устаревший самолет вдруг стал очень актуальным, превратившись в мощную ударную силу.
О том, какой должна стать ниша для его применения, пояснил руководитель программы F-15EX ВВС США полковник Шоном Дори:
Благодаря большому объему вооружения, «цифровой магистрали» и открытой архитектуре F-15EX станет ключевым элементом нашего парка тактических истребителей и дополнит пятое поколение. Кроме того, он способен нести гиперзвуковое оружие, что дает ему нишевую роль в будущих конфликтах равных соперников.
Насчет конфликтов с равными соперниками, стоит обратить внимание на то, как меняется состав авиапарка ВВС США в оккупированной ими Японии. На авиабазе Мисава вместо истребителей четвертого поколения F-16 будут размещены 48 истребителей пятого поколения F-35A, а вместо 48 устаревших F-15C и D туда перебрасывают 36 глубоко модернизированных F-15EX.
Тактическая схема их боевого применения против, скажем, НОАК, вырисовывается следующая: малозаметные F-35A, благодаря своей РЛС, работающей в скрытном для обнаружения режиме, будут использоваться как воздушные разведчики и выдавать данные целеуказания для самолетов-арсеналов F-15EX. Любой из последних способен поднять в небо и выпустить до 12 ракет класса «воздух – воздух» AIM-120 с максимальной дальностью поражения до 180 км.
Кроме того, эти тяжеловозы способны нести крылатые ракеты семейства AGM-158 JASSM с максимальной дальностью полета до 370 км, 926 км или 1900 км, в зависимости от модификации.
Воздушные миссии
Все это вызывает самую глубочайшую озабоченность. О том, что американские F-35 уже используются в неких воздушных миссиях в интересах Украины, еще в прошлом году поведал министр обороны Сингапура Нг Энг Хен:
Совсем недавно США использовали свои F-35 для обнаружения и идентификации наземных ракетных объектов российских подразделений на Украине, и эта информация была передана странам НАТО.
В Пентагоне поспешили уточнить, что истребители пятого поколения не летают непосредственно в небе над Украиной:
Это не мое дело говорить от имени Министерства обороны Сингапура или пытаться прояснить его комментарии. Я могу подтвердить, что США не летают на F-35 на Украине.
Суть дела в том, что 16 февраля 2022 года, незадолго до начала военных действий на Украине, американские истребители были переброшены на немецкую авиабазу Шпангдалем. Перед пилотами F-35 была поставлена задача собирать данные о потенциально опасных ракетах класса «земля-воздух» и отслеживать их, чтобы помочь силам НАТО лучше понять «ландшафт угроз» на Украине и в российском Калининграде.
Свою миссию командир 388-го истребительного авиакрыла полковник Крейг Эндрл охарактеризовал следующим образом:
Мы не пересекали границу. Мы ничего не стреляли и не сбрасывали… Но самолет всегда чувствует, собирает информацию. И он делал это очень, очень хорошо.
Командующий 388-й оперативной группой полковник Дж. Брэд Башор поделился такими любопытными подробностями своей работы:
Мы обмениваемся данными и следим за тем, чтобы все были осведомлены — «земля-воздух» и «воздух-воздух» - о том, что происходит в окружающей среде.
Таким образом, американцы превратили свои многочисленные F-35 одновременно в составную часть системы ПВО/ПРО и средство воздушной разведки и целеуказания для других самолетов тактической авиации. С учетом появления на Украине первых F-16, которые могут наводиться на цель старшими собратьями пятого поколения из сопредельных стран блока НАТО, ситуация выглядит весьма тревожной.
Данный опыт стоит изучить Минобороны РФ и перенять для возможной интеграции Су-57, Су-35С и других российских истребителей, которые серьезно уступают потенциальному противнику в численности.
Свежие комментарии