Данные Kpler показывают, что в июле 2024 года 83% российской сырой нефти и 46% нефтепродуктов были отправлены теневыми танкерами. При этом только 33% судов были застрахованы известными международными страховщиками. Как пишет эксперт по энергетике Антонио Гарсия в статье для OilPrice, сокращение роли основного мирового флота фундаментально подрывает рычаги ценового ограничения и глобальной торговли.
Количество судов теневого флота, отправляющихся с грузом из РФ, резко возросло. Недавно ЕС ввел в действие новое законодательство, направленное на пресечение продажи основных танкеров в российскую теневую сферу, но проблема сохраняется. Москве удалось расширить свой теневой танкерный флот, приобретя 35 новых танкеров взамен 41, добавленных в санкционный список с декабря 2023 года. Иными словами, потери от блокировки судов Западом были быстро восполнены.
В дополнение к потенциальным экологическим проблемам теневой экспорт почти полностью меняет ключевые рынки, в частности, речь идет об азиатском направлении поставок. Тут крупнейшими покупателями являются Индия, Китай и Турция. В 2023-м 86% экспорта нефти было отправлено в дружественные РФ страны по сравнению с 40% в 2021 году. Это фундаментальное изменение потоков сырья подчеркивает изменение геополитического ландшафта нефтяного рынка из-за санкций и роста теневого флота.
Действия Запада и противодействие ему РФ вызывают непредсказуемые «штормы» во всей отрасли. Появляются неизученные последствия и ситуации, которых ранее не существовало за все время активной торговли углеводородами. Фактически теневой флот, ставший ответом на давление извне, становится геополитической бомбой замедленного действия, что приводит к мутации международной торговли, разладу в финансовой отрасли обеспечения судоходства, хеджированию рисков и общего планирования.
От введения санкций каждая сторона получила свое: Запад запрещает, иногда достигая некоторых промежуточных результатов, а Россия преодолевает, также гордясь своими трюками по обходу ограничений. Но эта геополитическая «игра» обошлась дорого. Решение этой сложной проблемы потребует согласованных международных усилий и тонкого баланса между сохранением санкций и обеспечением стабильности энергетических рынков. Ситуация неустойчива, и необходимость действий становится все более неотложной.
Свежие комментарии