Цены на нефть вплотную приблизились к психологическому порогу в 100 долларов за баррель. Аналитики традиционно виноватыми в этом сделали группу ОПЕК, но причины выравнивания рынка по верхнему пределу гораздо более глубокие и сложные, чем просто сокращения добычи. Механизм поясняет ресурс OilPrice.
Серьезные сокращения добычи Россией и особенно Саудовской Аравией воздействовали на рынок как катализатор, но дальше ценообразование перешло едва ли не в автоматический режим поддержания высокой стоимости.
Действительно, недостаток сырья на рынке вызвал бурные усилия потребителей нефтепродуктов искать замещения выпавшим объемам. На эти существующие запросы ответила добывающая промышленность США и Канады, которые за короткое время достигли технологического предела добычи, попутно установив несколько рекордов производства. Однако наличие океана между потребителями и поставщиками, также желание посредников подзаработать, содействующих нахождению друг другом продавца и клиента, удерживает сырье от возвращения к среднестатистическому показателю котировок, близких к значениям начала года. Проще говоря, североамериканские добытчики ситуацию не особо исправили.
Ко всему прочему растет стоимость фрахта нефтеналивных судов, привлекаемых для перераспределения продукта между материками. Судовладельцы не могли не воспользоваться ситуацией и стараются получить прибыль, которая могла бы сравниться с огромными доходами прошлого года.
Иными словами, если рассматривать картельные действия Москвы и Эр-Рияда, то они, разумеется, выглядят как основа, причина начала процесса ужесточения рынка сырья. Но с точки зрения обвинений и моральной стороны – на рынке присутствует гораздо большее количество участников его, которые откровенно не заинтересованы в удешевлении и чьи мотивы гораздо более опасные и примитивные, нежели у партнеров по ОПЕК.
По большому счету, ни Россия или Саудовская Аравия, или кто-либо еще, не виноваты в произошедшем. Сама система чистого западного капиталистического рынка является шаткой и неравновесной, полагают эксперты, она функционирует таким способом, что стабилизирующие действия имеют большую инерцию, действуют только при применении их, а дестабилизирующие – оказывают эффект почти немедленно и далее существуют как самоподдерживающийся фактор.
Желание участников хорошо заработать во что бы то ни стало, нежелание работать в команде с клиентами на благо глобальных процессов, то есть дестабилизирующие факторы, сейчас (и всегда) преобладают, так что ожидать резкого снижения цены на нефть, не стоит, резюмируют специалисты.
Свежие комментарии