Много лет нефтегазовый рынок не претерпевал структурных и логистических изменений, отчего выработалась устойчивая схема и материальная база. Нынешняя перестройка приводит к появлению негласных закулисных договоренностей или даже общих действий без предварительного согласия крупных экспортеров, имеющих признаки обоюдовыгодной сделки. Крупные добывающие страны и экспортеры понимают нужды друг друга, особенно направленные на сокращение огромных расходов, неизбежно следующих за революционными переменами в глобальной энергетике. Об этом пишет агентство Reuters.
Так, по сообщениям прессы, непрерывное изменение торговых потоков нефти после введения эмбарго ЕС на российский экспорт является огромным выигрышем для сырой нефти с крупнейшего в Западной Европе нефтяного месторождения на шельфе Норвегии. Норвежская нефть Johan Sverdrup в настоящее время является лучшим выбором для европейских нефтеперерабатывающих заводов, которые до введения санкций полагались на флагманский сорт российской нефти Urals. Особенно это касается Польши, ранее получавшей для своих НПЗ этот продукт.
Нефть Johan Sverdrup с одноименного месторождения, которое было введено в эксплуатацию в 2019 году, по качеству почти полностью аналогична российской нефти сорта Urals, и в прошлом году она все чаще поступала европейским клиентам за счет тотального сокращения отгрузок азиатским клиентам. Со своей стороны, Urals теперь течет на восток, в Азию, а не в Европу после эмбарго ЕС на импорт российского сырья.
Фактически два крупных экспортера заключили негласную сделку по обмену рынками сбыта сырой нефти, чтобы избежать огромных затрат на перестройку давно созданного под определенный физико-химической состав сырья. Поэтому в этом году только 2 миллиона баррелей сырой нефти Johan Sverdrup были отправлены в Азию по сравнению со 100 миллионами баррелей в 2021 году (данные Refinitiv Eikon). Одновременно с этим кратно увеличились поставки отечественного сырья на Ближний Восток и клиентам в Азии.
Сходство продукции позволило обойтись небольшими затратами, связанными в основном с перестройкой маршрутов. В противном случае пришлось бы искать не только новых клиентов далеко за пределами рентабельности доставки, но и с неподходящей инфраструктурой и оборудованием, что не принесло бы прибыли ни клиенту, ни экспортеру.
Свежие комментарии