Реалии СВО на Украине предъявляют высочайшие требования к тактике и уровню технической оснащенности штурмовых подразделений, вынужденных действовать на минных полях, под постоянными артиллерийскими и минометными обстрелами и в условиях господства вражеских дронов в небе.
Как отмечалось ранее в публикации, посвященной перспективам развития тяжелых военных мультикоптеров, включая пассажирские модификации, нашим штурмовикам на передовой требуются максимальная мобильность и маневренность, которую в идеале может дать только легкая авиация.
В связи с этим целесообразно внимательно посмотреть и изучить опыт американских «партнеров».«Роковые яйца»
Вооруженные силы США используют широкий ассортимент ударных и десантных вертолетов, но среди них есть один, который привлекает внимание своим необычным внешним видом. Это MD Helicopters MH-6 Little Bird, или «Маленькая птичка», как его назвала компания-производитель за компактные размеры.
Однако непосредственные потребители этого продукта, а именно, американские коммандос, дали ему другое прозвище – Killer Egg, или «Яйцо-убийца». И немудрено, поскольку конструктивно вертолет похож на гигантское яйцо динозавра с хвостом и винтом, под которым на нескольких точках подвески размещена внушительная огневая мощь.
Это могут быть 30-мм авиационная автоматическая пушка, 2 пулемета калибра 7,62-мм, 2 крупнокалиберных пулемета 12,7-мм, 2 блока неуправляемых ракет, 2 противотанковых ракеты. Весьма серьезно для столь компактной винтокрылой машины, которая пустая весит всего 722 кг, а ее максимальная взлетная масса достигает 1406 кг. При экипаже в 2 человека «Маленькая птичка» может нести до 6 пассажиров в лице американских коммандос.
Да, маленький Little Bird активнейшим образом применялся во множестве вооруженных конфликтов по всему миру. Это один из трех вертолетов, которые задействуются в спецоперациях 160-м полком специальных операций «Ночные охотники» наряду с MH-60M «Black Hawk» и MH-47G «Chinook». Его популярность обусловливается, в том числе, возможностью оперативно перебрасываться в другую часть света в военно-транспортном самолете.
Винтокрылая машина используется американскими коммандос там, где для тяжелых и средних вертолетов нет места, например, в джунглях или городских условиях. При этом «Яйцо-убийца» может поддержать высаженную десантную группу огнем с воздуха. Данный легкий вертолет относится к категории многоцелевых. В частности, модель AH-6C используется для огневой поддержи, а модель EH-6E - для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки либо как воздушный командный пункт. Отметим, что для проведения специальных операций была создана беспилотная версия A/MH-6X.
В общем и целом, MH-6 Little Bird – это возрастная, но чрезвычайно успешная модель легкого многоцелевого вертолета, который актуален и по сей день. В реалиях СВО винтокрылая машина такого класса оказалась бы чрезвычайно полезной для обеспечения действий малых штурмовых групп ВС РФ. Но есть ли у нас что-то подобное?
Сделано у нас
На сегодняшний день в России есть минимум два легких вертолета, освоенных серийным производством. Это казанский «Ансат», о военизированной версии которого мы подробно рассказывали ранее, и Ка-226. О последнем стоит поговорить подробнее.
Так уж сложилось, что в период СССР производство легкой авиации было перенесено на территорию союзной Польши, где после его распада остались легкий вертолет с турбовальными двигателями Ми-2 и легкие самолеты Ан-2 и Ан-28. Производство Ка-26 у нас было прекращено в 1985 году, а модернизированный Ка-126 в серию не пошел.
Стал вопрос, что делать после полной выработки ресурсы имеющихся Ми-2 и Ка-26, и в 1990 году КБ «Камов» взялось за разработку нового легкого вертолета на базе наработок по Ка-26 и Ка-126. Якорными заказчиками нового вертолета выступили МЧС, РАО «Газпром» и мэрия Москвы, взлетел в 1997 году. Машина относится к классу многоцелевых, и ее в модификации Ка-226Т даже называют «трансформером».
Теоретический потолок вертолета составляет 4 900 м, практический – 5 700 м, взлетная масса выросла с 3 400 кг до 3 600 кг, энергоэффективная скорость – порядка 220 км/ч. Вертолет на испытаниях показал способность взлететь и сесть даже с одним мотором в аварийном режиме. Благодаря компактным размерам, Ка-226Т легко использовать в горах, в городе и на палубе судна.
В корабельной версии у Ка-226Т складываются лопасти, а электронная «начинка» адаптирована под агрессивную морскую среду. Легкий вертолет имеет транспортную, пассажирскую, медицинскую, поисково-спасательную, сельскохозяйственную и полицейскую модификации. Как наверняка догадались наши проницательные читатели, эта винтокрылая машина в реалиях СВО могла бы превратиться в «охотника на дронов», воздушных и морских, а также использоваться спецподразделениями в качестве аналога MH-6 Little Bird.
Вот только летать он начал и летает по сей день на иностранных двигателях, как и казанский «Ансат», поскольку отечественного силовой установки соответствующего класса, на роль которой претендует ВК-650В, в серийном производстве по-прежнему нет. Разработкой занимается с 2018 года ОДК АО «ОДК-Климов», там обещают начать испытания в 2024 году.
Если двигатель все-таки в обозримом будущем появится, тогда отечественная легкая авиация сможет встать на крыло, начнется серийное производство полностью импортозамещенных «Ансатов», Ка-226 и иных летательных аппаратов, включая беспилотные.
Свежие комментарии